Директор театра драмы Великого Новгорода сыграет «Кысю»
Режиссер в качестве артиста — дело привычное. Но вот чтобы директор театра в актеры подался — такое не часто. Нашему драмтеатру повезло. Заслуженный артист России Всеволод ЧУБЕНКО имеет огромный опыт работы на сцене. В Великом Новгороде он директорствует, а в Вологде до сих пор играет в камерных постановках «Своего театра».
«Кыся» по повести Владимира Кунина — из репертуара вологодского театра. Этот «бестиарий нашего времени» — победитель различных российских и зарубежных конкурсов. Две недели назад «Кысе» аплодировали на международном фестивале «Белая Вежа» в Белоруссии. А 24 октября Всеволод Чубенко выйдет в роли Кота на сцену новгородского драматического.
Еще весной в интервью «НВ» на вопрос об актерстве в Новгороде Всеволод Васильевич сказал, что пока не готов. Так что же заставило изменить решение?
— Скажем так: поддался на уговоры коллектива. Однако «Кыся» на сцене нашего драмтеатра — это разовый проект. Разговоров по поводу моих актерских ролей, которых новгородцы не видели, ходит много. И я решил, что будет правильно все же показать себя как артиста.
— Почему именно в «Кысе»?
— Это проверенный временем, зрителями, разными площадками спектакль. По сути, он предназначен для малой сцены. Но в новгородском театре таковой, к сожалению, нет. Играть я буду в основном зале. Но в том-то и особенность данной пьесы, что она мне как актеру позволяет приспособиться в любой обстановке. Играл Кота на барных стойках, на столах и стульях, в огромных залах, в подвальных помещениях, в лесу среди деревьев...
— Я видела Кысю в исполнении Дмитрия Нагиева. В его интерпретации это такой мартовский котяра. Как вы подаете своего?
— А знаете, судя по отзывам зрителей, они в сыгранном мной представителе кошачьих видят абсолютно разные характеры. Владимир Кунин повесть в конце 90-х написал. Интеллигенция тогда к ней пренебрежительно отнеслась. Премьера нашей постановки состоялась в 2001 году. Помню, после спектакля заходит в гримерку известный в Вологде человек. Говорит, что шел на просмотр лишь с одной целью: высказать мне свое неудовольствие по поводу выбора произведения, но изменил мнение, когда увидел спектакль. А в Германии друг, русский, пришел на «Кысю» вместе с супругой — немкой. Я у нее, после того как отыграл, спросил, зачем она пришла, ведь постановка — вербальная и без знания языка сложно в ней разобраться. Дама ответила, что все поняла: есть нормальный человек — кот, и ненормальные, дикие животные — люди...
— В Новгороде почти каждый день какие-то культурные мероприятия проводятся. Но чаще на большую аудиторию. На мой взгляд, не хватает камерных вещей...
— Согласен. Добавлю, что такой же голод испытывают и в других городах. Работать небольшим составом максимально приближенно к зрителю, и не только в пространстве, но и эмоционально — сложно. Возможно, поэтому далеко не все творческие люди на такое решаются. Но, с другой стороны, камерная форма дает простор для актерских экспериментов, именно в таких постановках можно выйти к зрителю с оголенным нервом, выложить всего себя и получить ответный заряд энергии.
Я в Музее художественной культуры Новгородской земли несколько раз выступал как чтец с авторскими программами — по произведениям Святителя Игнатия и по творчеству Александра Пушкина. Из личных наблюдений могу сказать, что потребность у горожан в общении глаза в глаза однозначно есть.
— В ноябре в Старой Руссе должен пройти традиционный фестиваль камерных постановок по произведениям Федора Достоевского. Что увидят зрители?
— Подготовка идет полным ходом. Фестиваль проводится уже в 19-й раз при финансовой поддержке Министерства культуры. Торжественное открытие состоится 6 ноября в нашем театре, но все постановки (а их будет восемь) пройдут в Старой Руссе с 7 по 11 ноября. На сегодняшний день подтвердили участие актеры из Петрозаводска, Самары, Владимира, Тольятти, Минска. Ведем переговоры с московским и питерскими коллективами. Мы постарались подобрать разноплановые и разножанровые спектакли: одни рассчитаны на малые залы, другие отлично будут смотреться на большой сцене. Что касается жанров, скажем, труппа из Белоруссии покажет пластическую постановку по «Кроткой». Нам предлагают еще так называемый спектакль-бродилку. Это когда действие в разных помещениях разворачивается, и зрители идут вслед за актерами по комнатам, лестницам...
Сейчас идет поиск в Старой Руссе подходящих для проведения спектаклей площадок. Мы рассчитывали часть постановок показать в интерьере Дома-музея писателя, но на днях с удивлением узнали, что он закрылся на ремонт. Будем делать ставку на Научно-культурный центр Достоевского, ну и, конечно, на КЦ «Русич».
— Нет сомнений, что у Чубенко как у руководителя учреждения есть планы. А над чем работает Чубенко-актер?
— Как стал директором такого большого коллектива новгородского драмтеатра, все больше административно-хозяйственными делами занимаюсь. На творчество времени катастрофически не хватает. Но, тем не менее, идей — масса. В процессе (совместно с музыкантом из Швеции) — работа над камерной постановкой по Шекспиру. С партнерами же по «Своему театру» взялись за Василия Шукшина...
Фото с сайта театра «Свой театр»