Воскресенье, 04 августа 2024

Редакция

Васенин в твоём сердце

Новгородцы увидели историю русского солдата, которая потрясла весь мир

Новгород стал участником масштабного кинопроекта «Васенин в твоем городе». Перво-наперво кто такой Васенин? Николай Максимович, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер Боевого креста и ордена Почётного легиона, полученного лично из рук Шарля де Голля.

За свои долгих 94 года Васенин видел если не всё, то почти всё. Он участвовал в финской войне, потом Великой Отечественной... Плен, концлагерь, побег, участие в движении французского Сопротивления, Жанна Моно — первая большая любовь, возвращение в СССР, 15 лет ГУЛАГа и долгое молчание, которое пенсионер прервал только в 2012 году, когда история его жизни стала историей документального фильма «Васенин», наделавшего шуму и в России, и за рубежом.

09rezhisser

У нас картину показывают в рамках проекта «Васенин в твоем городе». Для этого нужны: а) группа желающих увидеть фильм на большом экране; б) не менее 50 проданных билетов. Помимо Новгорода, где организацию показа взяли на себя Бюро приключений «53 тура» и кинотеатр «Новгород», фильм увидят еще в десятках городов.

В прошедшую среду режиссер картины Андрей Григорьев встретился с новгородскими журналистами, чтобы ответить на вопросы об истории создания ленты.

— Андрей, о ком этот фильм — понятно. А о чем он?

— Это антология жизни человека, история о стойкости его духа, который так и не был сломлен. Главную мысль мы вынесли на афишу: «Я русский солдат. Я обещал ей вернуться». Это слова Николая Максимовича. Дело было в Париже, мы сидели в кафе, общались. И я спросил: «Вы ни о чем не жалеете?». Прошлым летом он вернулся во Францию, но так и не встретился с Жанной Моно — она умерла незадолго до его приезда. А он ответил вот этой фразой...

Наша самая важная задача была не испортить, не испохабить эту очень трепетную, трогательную историю. Весь мир смотрел «Перл-Харбор», «Сокровище нации», другие фильмы, рассказывающие об истории США. Американцы в этом смысле — большие молодцы. А я бы хотел, чтобы и об истории нашей страны говорили на всех континентах. Такими людьми, как Николай Максимович, нужно гордиться, а их — миллионы в нашей стране.

Кстати, в прошлом году, незадолго до 9 Мая, у Николая Максимовича разболелся лицевой нерв. Поездка во Францию оказалась под срывом. Мы не понимали, что делать: лечить или переждать боль, в госпитале полежать. Удалось найти медиков, нейрохирургов, взявшихся помочь, — тоже настоящих героев. Не каждый согласится оперировать пожилого человека. Тем более ветерана накануне Дня Победы. Но всё прошло хорошо.

— Ваш фильм полностью снят на народные деньги?

— Снят — да. Мы собрали в Интернете 1,3 миллиона рублей, которые также пошли и на организацию поездки Николая Максимовича во Францию. А вот доработана, смонтирована и презентована картина на средства спонсора — «Русской медной компании».

— Картину «Васенин» называют одним из самых правдивых фильмов о войне. Можете привести примеры правдивых, на ваш взгляд, военных лент?

— «Иди и смотри» Элема Климова. Я знаю, что режиссер жил на съёмочной площадке, чтобы не потерять нерв картины. Очень трудный фильм. За рубежом такое кино воспринимают иначе. В Ницце, например, в рамках Недели российского кино после его просмотра французы сказали, что с них хватит русских «грузилок».

— Во время съёмок «Иди и смотри» была убита корова — один из самых душераздирающих моментов в фильме и самых противоречивых в кинематографе. Режиссер пошел на это во имя той самой идеи правдивости. Вы собираетесь снимать художественную версию «Васенина» — готовы пойти по стопам Климова?

— Вы про натурализм? Да, конечно, готов. Мы хотим снять честное кино. Но какими художественными средствами будем этого добиваться? С ходу не могу ответить на такой вопрос. Сейчас художественное кино стремится к документальному, а документальное хочет быть художественным. На этом стыке и появляется то, что мы хотим видеть на большом экране.

Для художественной версии потребуется более тщательный, взвешенный подход. Мы готовимся планомерно, не бросаемся в омут с головой. Напишем сценарий, подадим заявку в Министерство культуры. Я уверен, найдем поддержку. Документальная картина уже получила определенную известность.

— Для вас в истории Николая Васенина ясно всё? Или остались белые пятна?

— Заковырки остались. И это хорошо. Они и есть отправная точка для создания игрового кино. Поиск ответов на вопросы можно нанизывать на художественную нить картины. Например, документальный фильм начинается с фразы: «Я работал машинистом паровоза города Мюльберг в представительстве аэродрома». Мы понимаем, что речь идет о стратегическом объекте, а немцы — неглупые люди — не доверили бы случайному человеку место машиниста. Почему? Как? Спорная история. Сейчас не хочется об этом рассказывать — рано.

— Трудно пришлось с Николаем Максимовичем? И история непростая, и возраст внушительный.

09Vasenin1

— Когда мы приехали к нему домой, распаковали камеры, поставили свет, он не обращал внимания на наши приготовления. А потом говорит: «Давайте споем гимн водке». И сам спел шуточный гимн про водку, переделку одного из известных советских шлягеров. И это была не единственная песня его молодости, которую он для нас исполнил. Фронтовой фольклор. И смешной, и грустный. Такого в Интернете не найдешь. А нам удалось как бы законсервировать время, сохранить его для будущего.

Перелом произошел после того, как мы съездили на его родину — в Кировскую область, село Пышак. Там и не знали, что у них родился такой герой. Фотографию Николая Максимовича повесили в магазине — это на селе самое значимое место. И вот после той поездки он раскрылся, стал как-то иначе отвечать на вопросы. Почувствовал нас, что ли...

— Как прошел первый иностранный показ «Васенина»?

— Мы показывали картину в США, в Гарварде, цитадели американской науки. Люди очень хорошо принимали, были неподдельные эмоции. Но не все поняли историю Васенина. После показа мы смогли пообщаться, и нас спрашивали: зачем он поехал во Францию, если знал, что Жанна умерла. Оказалось трудно объяснить, донести, что такое для нас чувство долга, памяти.

— Сообщалось, что Никита Михалков пообещал поддержку вашей картине.

— Никита Сергеевич помог... Как бы сказать... Духовно. Окрестил фильм, пожелал попутного ветра. А что будет дальше, посмотрим. Может, о нас расскажут в его программе «Бесогон». От неё, говорят, воду можно заряжать.

— Вы ведь и книгу собираетесь писать о Николае Васенине?

— Книга будет. Работа уже идет. В неё в том числе будут включены те материалы, которые не вошли в фильм. Это будет своего рода документальное досье, вся жизнь Николая Максимовича.

Наша справка

Андрей Григорьев — драматург. Закончил Екатеринбургский государственный театральный институт. Режиссерского образования нет, но говорит, что ему интересна эта профессия. Первым учителем был Николай Коляда, советский и российский актёр, прозаик, драматург, сценарист, театральный режиссёр. Вторым считает Эмира Кустурицу, с которым провели на съемках около года в Сербии, где снял первую большую работу — «Балканская звезда». Считает, что то общение во многом выстроило его отношение к работе в кино. И цитирует друга-педагога: «Если выходишь с камерой на улицу, это уже не улица — это сцена».