Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Книга для зрителя

Один из экземпляров выставки старинных книг

В музее-заповеднике проходит выставка рукописных и старопечатных раритетов

На выставке представлено 50 книг, и каких! Каждая — бесценна, представляет собой уникальный памятник. Видеть их, если вы не хранитель фондов и не сотрудник музея, можно очень редко. Так что поспешите в выставочный зал Лихудова корпуса в кремле.

Экспозиция охватывает большой период — от XI века до XVIII. Начиная с образцов докнижного письма и грамотности. Вот цера, а вот и берестяная грамота под № 916. Она содержит тропарь, записанный по памяти.

Память может и подвести, зато рука верная. А у писцов, создававших книги, там... Ну как по трафарету.

— Так и есть, пользовались, — говорит заместитель генерального директора Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Татьяна КАЗАРМЩИКОВА. — На пергамене, если присмотреться, видны следы разлиновки.

Кстати, из всех сохранившихся до наших дней древнерусских книг XI—XIV вв. новгородские памятники письменности составляют не менее половины. Что во многом объясняется качеством работы новгородских переписчиков — их уровень считался эталонным.

Пергамен «продержался» на Руси до рубежа XIV—XV веков, пока на смену ему не пришла бумага. С нею и книгопечатание — спустя еще полтора столетия. А основой для первопечатных книг послужила «Геннадиевская библия» — первый полный рукописный свод Священного Писания на славянском языке, инициатором которого был новгородский архиепископ.

Демонстрируемое на выставке широкошрифтное Евангелие, изданное в Москве в 1563—1564 гг., — одна из первых печатных книг на Руси. Во всем мире насчитывается 23 экземпляра этого издания. Кроме Московского Печатного двора, представлены изданиями Верхняя типография (Симеона Полоцкого), типографии Киево-Печерской лавры и Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря.

Валдайская — первая провинциальная типография в России. Была основана белорусскими монахами, переселившимися из Орши из-за притеснений, чинимых униатами. Издания валдайской типографии, в отличие от московских книг, были иллюстрированы несколькими гравюрами, украшены наборными орнаментами.

По мнению Татьяны Казармщиковой, выставка дает представление об основных этапах книгопечатания в России. Здесь можно проследить, как со временем меняются шрифт, декор, техника изготовления переплета.

На Евангелии 1560 года (это памятник из коллекции, приобретенной музеем в прошлом году с помощью Министерства культуры) есть запись, свидетельствующая о том, что книга некоторое время находилась в церкви Перынского скита. Своего рода библиотечный штамп. Такие записи, как и автографы переписчиков, — большая редкость. Вот и не знаем мы «виновников» русского церковного раскола, начавшегося при поправке патриархом Никоном богослужебных книг.

Первые светские издания появились на рубеже XVI—XVII веков. Это прежде всего учебники. Обратите внимание на «Грамматику славенскую» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого. Как-никак сам Михаил Васильевич Ломоносов назвал две эти книги «вратами моей учености».

А вот букварь Кариона Истомина — по нему дети Петра I учились. Монах-просветитель Истомин первым додумался использовать в книге для учения наглядность. Чтобы под обложкой был не только текст, а еще и картинки.

Выставка продлится до 17 января

Владимир МАЛЫГИН (фото)