Воскресенье, 04 августа 2024

Редакция

Спроси у зеркала

Нижний мир. А страсти земные

Спектакль как повод для самоанализа

В Новгороде на сцене областного драмтеатра состоялась премьера спектакля «Сны...» в исполнении артистов театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». Она прошла в рамках XIX Международного фестиваля камерных постановок по произведениям Фёдора Достоевского.

Форум уже не первый год опровергает идею о том, что представить писателя, не написавшего ни одной пьесы, на сцене — задача не из простых. За нее берутся вновь и вновь. Получается?

Кстати, и «Творческая мастерская» (Петрозаводск) ежегодно приезжает на фестиваль и каждый раз привозит новую постановку. В последнем случае речь идет об инсценировке сразу трех произведений Достоевского — «Записки из подполья», «Сон смешного человека» и «Бобок».

В новой своей работе режиссер Андрей Тупиков словно ставит на сцене зеркало, предлагая зрителям увидеть в героях спектакля свои отражения. Кто-то не согласится. А что? Мы всегда честны с собой и окружающими? Никогда не позволяем эмоциям брать верх? Не мечтаем, пусть изредка, о беспечном, веселом существовании? Не рвемся к власти? Не завидуем? Не грешим?

Постановщик перемешал тексты Достоевского, создав на их основе свой вариант. В центре — главный герой, мелкий чиновник, страдающий от своего приниженного положения. Умом он восстает против условий общественной жизни, которые его обезличивают, но изменить что-то не решается. И упражняется в бесконечной игре мыслей и слов.

Более того. Постановщик погрузил героя в полусон-полуявь, где тот встречается с разными персонажами. С мертвыми, например, — бывшими горожанами разного социального и нравственного уровня, которые и в другом мире (это не рай и не ад) продолжают свои прижизненные склоки, стремятся и на кладбище завести прежние обычаи и правила игры.

Создатели спектакля обходятся минимумом декораций: кровать, стол, стулья, низко опущенные в несколько слоев кулисы, дающие ощущение одновременно темной комнатушки в одном из доходных домов Петербурга XIX века и мира мертвых.

«Сны...» как бы предложили тест на пригодность пришедшей в театр публики — на жизнь по совести, умение жертвовать, дарить радость просто так, делать что должно. Для усиления эффекта режиссер прибегает к известному киношному приему, когда мысли героя «за кадром» озвучивает его внутренний голос. Зрителя это подталкивает не только к прямому восприятию действа на подмостках, но и отстраненному взгляду на персонаж и на себя.

В прошедшую среду в Старой Руссе финишировал XIX Международный фестиваль камерных постановок по произведениям Федора Достоевского. В этом году труппы из Санкт-Петербурга, Владимира, Самары, Тольятти и Петрозаводска, а также из Литвы и Белоруссии представили на суд жюри и зрителей восемь спектаклей по таким произведениям писателя, как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Кроткая», «Сны смешного человека», «Записки из подполья», «Бобок» и «Подросток».


Владимир МАЛЫГИН (фото)