В культурной столице открылась выставка, посвящённая 70-летию ЮНЕСКО и организованная Президентской библиотекой, СПбГУ и НГОМЗ.
Петербург — это так близко. Каких-то три часа пути. Глядя из Великого Новгорода. Если из Питера, там, возможно, иное измерение. Во всяком случае, среди посетителей выставки в явном большинстве оказались никогда ранее не видевшие берестяных грамот. Нам-то кажется, что это невозможно в принципе. И на тебе: соседи про них ни слухом ни духом!
Грамот было всего шесть. Но с полным историческим охватом — от века XI до XV.
— Нас и приглашали принять участие в экспозиции с тем расчетом, что мы покажем живой материал, — говорит заместитель генерального директора НГОМЗ Татьяна КАЗАРМЩИКОВА. — В частности фрагменты монументальной живописи, а также копии. Например, замечательные копии, созданные Александром Петровичем Грековым по церкви Спаса на Ковалеве.
Новгородская экспозиция вызвала наибольший интерес. И особенно — грамоты. Их вид, содержание. А встречающиеся там имена — это вообще отдельная история. Но Татьяне Николаевне выставка запомнилась не только этим:
— На презентации, а там собралось много журналистов, мне был задан неожиданный вопрос: зачем? Понимаете, зачем это всё? Прилагать колоссальные усилия, тратить громадные средства. Причем во всемирном масштабе. Вот что наша София японцам? Нам-то разве не все равно, что там где-то, в Камбодже?! Я не готова расписаться за все человечество, и задавшему вопрос не следовало бы это делать. На то мы и люди, чтобы не ограничивать свой интерес только тем, на что можно сесть и что можно съесть. Не стоит, конечно, обобщать, хотя мне еще не приходилось сталкиваться с потребительским вызовом, сделанным откровенно и публично.
Может, наш не любопытный коллега заглянет-таки в Новгород? Или японец? Впрочем, представители Страны восходящего солнца в Софии как раз бывают регулярно.