Российская мультипликация приглашает на урок истории
Сейчас почти каждый месяц в мировой анимации не обходится без очередной премьеры. Россия тоже не отстает. Из последних мультфильмов, вышедших на большие экраны, наиболее любопытна история от режиссера-дебютанта Фёдора Дмитриева, созданная в студии «Мельница», — «Крепость: щитом и мечом».
Щит и меч
Создатели мультика пошли не по самой проторённой дорожке, создав не комедию по мотивам русских сказок о приключениях богатырей, к чему уже привык массовый зритель, а историческую драму. В основе сюжета — один из эпизодов обороны Смоленска в Смутное время.
Дело происходит в 1609 году. Польско-литовские войска под руководством польского короля Сигизмунда III взяли город в осаду, но русский гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шеиным встал на оборону. Смоленск — главная преграда на пути захватчиков к Москве, и его нельзя сдавать без боя. Об этом знают даже дети.
Один из юных смолян — мальчик Сашка — лепит самодельные бомбы из теста и колдует в защиту города: вызывает на помощь Царя с Огненным щитом и Пламенным копьем. Пока волшебный царь не пришел, Сашка и его друг Федор просятся в помощники к воеводе. Им предстоит разрушить коварные планы польского короля.
А теперь Горбатый!
Создание полнометражных мультфильмов, основой для которых стали реальные исторические персонажи, — не самое любимое занятие у отечественных мультипликаторов. Кроме «Крепости», на память приходит только «Князь Владимир», снятый еще в 2005 году. Он собрал в прокате более 150 млн. рублей, став одним из самых кассовых российских фильмов 2006 года.
В России анимационное кино уступает по популярности игровым фильмам, поэтому компаниям, решившим потратиться на создание очередной мультипликационной истории и при этом окупить свои усилия, приходится выбирать. Исторические ленты однозначно сужают зрительскую аудиторию, и студии предпочитают делать выбор в пользу универсальных сказочных историй о борьбе добра со злом, которые могут быть интересны гораздо большему количеству зрителей.
Причем не только маленьких, но и тех, кому далеко за 6+. В этих, казалось бы, детских историях хватает отсылов специально для взрослых. Возьмем известную всем реплику: «А теперь горбатый!». До 2006 года, когда на российские экраны вышли «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», она принадлежала Глебу Жеглову из любимой соотечественниками картины Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Но в анимационной ленте один из героев — Колыван — таким способом обращается к верблюду. Что это, как не грамотная маркетинговая игра на чувствах старшего поколения?
Видимо, тоже из маркетинговых соображений «Крепость» разговаривает со зрителем на языке, представляющем собой нечто среднее между версией XVII и XXI веков. Видимо, чтобы путь нетерпеливых юнцов в большую мультипликацию не был слишком тернистым, создатели фильма заметно упростили речь персонажей. «Короче», «слабо» дозированно присутствуют и в речи жителей осажденного поляками Смоленска.
Почти как в жизни
А вообще, «Крепость» — это мультипликационный урок истории. Не без элементов фантастики, конечно. Сашка, например, в кульминационный момент мультфильма видит придуманного им Царя с Огненным щитом и Пламенным копьем на золотом коне, который в схватке с врагом — Черным всадником — одерживает верх. Но на этом сказочность и заканчивается.
Посмотрев мультик, школьники, да и их родители, смогут узнать, как выглядел смоленский кремль изнутри, как стреляли из старинных пушек, как отливали ядра для них, как выглядела польская кавалерия со знаменитыми гусарскими крыльями из перьев. Их крепили к седлу, и в бою они должны были произвести устрашающее впечатление на противника...
«Крепость» — не примитивная историческая агитка. Друг Сашки Фёдор погибает от руки предателя, защитники смоленской крепости далеко не всегда похожи на супергероев и порой оказываются слабее польских интервентов, а московские бояре предлагают сдать Смоленск. Всё как в жизни. Почти.
Режиссер не постеснялся сообщить юным зрителям, что, несмотря на героизм и мудрость смоленского воеводы, после двух лет осады и полного истощения сил гарнизона спасти кремль Шеину не удалось. Однако — и об этом говорит голос за кадром — благодаря упорству и стойкости смолян войско Сигизмунда не смогло направиться к Москве на помощь польскому гарнизону, и это стало частью общей окончательной победы над поляками. А еще зритель узнает, что после трагической сдачи города Михаил Шеин угодил в плен на восемь лет.
Смоленский воевода для России сделал не меньше Минина и Пожарского, но кто о нем знает? Так что новый мультфильм «Мельницы» — это и попытка восстановить историческую справедливость.
Исключением в «Крепости» остается разве что Сигизмунд, изображенный очень гротескно — самоуверенным молодым выскочкой. Реальному королю на момент смоленской осады было за 40 лет, и он уж точно не выглядел откровенным глупцом.
«Князь Владимир» пропитан державным настроением и выглядит скорее как экранизация былины, а не летописной истории. Поэтому герои периодически переходят на высокий слог, а саундтрек пополнился несколькими парадно-романтическими балладами в исполнении Николая Расторгуева.
Кстати, историки нашли немало принципиальных несоответствий в мультфильме, поэтому считать его уроком истории не стоит. Например, один из главных отрицательных персонажей мультфильма Кривжа — волхв, то есть жрец бога Велеса. Свидетельством этого является то, что он носит медвежью шкуру, может превращаться в медведя, живет в лесу. Но при этом позиционирует себя жрецом громовержца Перуна.
Новгородский след
Кстати, новгородцы должны знать, что к созданию «Крепости» приложила руку и наша землячка. Виолончелистка камерного оркестра Новгородской областной филармонии Людмила Елина принимала участие в записи музыки к мультику в составе Балтийского симфонического оркестра.
Запись музыки к анимационной ленте — очень интересный опыт для музыканта, использующего любую возможность для работы над собой.
— Мы записываем музыку маленькими фрагментами — буквально по несколько тактов, — продолжает Елина. — Затем звукозаписывающая машина сводит мелодию, и так получается готовый продукт. Он должен быть идеальным. Если кто-то неправильно сыграл, музыку обязательно переписывают, и так десятки раз.
Труд этот — рутинный, монотонный, признает виолончелистка, но при этом высокопрофессиональный. «Нужно очень хорошо владеть инструментом для того, чтобы не допускать ошибок в своей игре», — подчеркнула она.
Ручная работа
«Крепость», как и «Князь Владимир», — мультфильм рисованный. Это самый популярный способ создания картинки в анимации. Ничего здесь плохого нет — с такой техникой режиссер может добиться высокого изобразительного уровня. Весь вопрос: насколько далеко он захочет пойти? Мультфильм об обороне Смоленска, рассчитанный на массового зрителя, использует не самую сложную цветовую палитру.
Удивительно, но в лентах ярославского мультипликатора Александра Петрова, единственного из российских анимационных режиссеров удостоенного «Оскара» за ленту «Старик и море» по Хемингуэю, мультяшные персонажи выглядят более живыми и объемными.
Может быть, всё дело в том, что Петров пользуется не компьютерным арсеналом, он работает в технике живописи по стеклу, рисуя свои мультфильмы масляными красками кистью или даже пальцем. Такую технику еще называют «ожившей живописью».
Суть метода, гласит Википедия, — в использовании медленно сохнущей масляной краски на стеклянной поверхности. Иногда используется гуашь, смешанная с глицерином. Таким способом гораздо точнее передаются нюансы цвета, а поэтому и нарисованные герои выглядят вполне настоящими. Возможно, поэтому сопереживаешь им сильнее, чем их плоским собратьям из рисованных лент.