Воскресенье, 04 августа 2024

Редакция

Выставлено на торги

«Таланты и поклонники» в исполнении актёров театра Маяковского

Когда на горизонте маячат лёгкие деньги и безбедное существование, про свой талант часто забывают

По утверждению Андрея Смолко, питерского театрального режиссера, приглашенного в Новгород для постановки спектакля, пьесы Александра Островского никогда не потеряют актуальности, потому как писал драматург про обычную жизнь, чувства, поиск себя. А это все и сегодня в тренде. Именно поэтому постановщик и предложил труппе Новгородского драматического театра включить в репертуар «Таланты и поклонники»...

Расставить акценты

Режиссер в интервью «НВ» (номер за 18 ноября 2015 года) заявил о своем намерении «актуализировать» пьесу Островского, то есть выцветить какие-то отдельные темы, затронутые драматургом более ста лет назад.

Рекламные листовки спектакля, на которых девушка в вечернем платье позирует фотографам, стоя на красной ковровой дорожке, прозрачно намекали на современное прочтение классики. В флаере даже название пьесы иное: «Таланты and поклонники».

Создатели спектакля явно решили привлечь определенную целевую аудиторию, и это сработало. В зале было немало молодежи. Нет, многие школьники наверняка пришли по указке учителей, но все же были и те, кто сам решил посмотреть спектакль. Что особенно приятно, но и после антракта публики не стало меньше. И тут уже заслуги следует приписывать не грамотной рекламной кампании, а самому сценическому действу.

Оно, кстати сказать, оказалось мало похожим на то, что представлялось воображению после знакомства с рекламной листовкой. Уже купленная в фойе театральная программка настраивала на более серьезный лад.

Название пьесы обрело привычный еще со школы вид. Само действо — строго по тексту пьесы.

Красное на белом

А вот декорации, цветовое решение костюмов и сценических атрибутов — выше всяких похвал. Художник-постановщик из Санкт-Петербурга Арина Слободяник оказалась на высоте. Она действие сопроводила пережигающимися арками, которые символизируют творческий, жизненный путь, лабиринт, из которого не просто найти выход, клетку для мыслящего человека, круглый театральный зал, дорогу, уходящую вдаль...

Впечатление усиливает цветовая гамма: белый, черный, красный. Белые и красные розы как знак восхищения публики, знак почтения к таланту. Белый — целомудрие, чистота и простота, красный — напряжение сил, энергия, страсть, борьба, влияние. Что в итоге победит, что будет сильнее?

В начале спектакля главная героиня, Александра Негина, честная и принципиальная девушка, появляется на сцене в белом платье, а Нина Смельская, в некотором роде ее противоположность, не гнушающаяся пользоваться расположением сильных мира сего, — в красном. Позже, во втором акте, когда Саша попадется на удочку богатого помещика Великатова, «владельца имений и заводов», она тоже наденет красное. А на сцену прольется дождь из красных лепестков, которые лягут поверх белых, уже рассыпанных по полу, и укроют его сплошным ковром.

Скажете, мы ищем смысл там, где его нет, и цветы — это просто цветы? Но ведь современное искусство как раз и рассчитано на то, чтобы каждый из зрителей видел в нем что-то свое.

Каждому своё

Само представление оказалось вполне добротным. И поучительным. И даже не столько с нравственной точки зрения — никого сегодня уже не удивишь способностью мужчин приобретать женские тела и готовностью некоторых дам предлагать себя на выгодных условиях, сколько с точки зрения обесценивания культуры — быстрого превращения талантов в посредственных ремесленников, ставящих искусство на поток.

Александра, хоть и терзается сомненьями — оставить сцену, выйти замуж за любимого, образованного, но безденежного студента или принять предложение богатея, готового полностью выкупать ее бенефисы, но терзается недолго и выбирает... оплаченную Великатовым славу.

А разве сейчас к вершине успеха так не поднимаются? Разве нам заезжие гастролеры, многие из которых мелькают на телеэкранах, не предлагают к просмотру и прослушиванию подделки самого низкого пошиба?

Андрей Смолко, рассуждая о современном состоянии культуры, о талантах и поклонниках (в широком понимании), сказал, что время диктует темп и правила игры: «Театры в борьбе за зрителя вынуждены убыстряться и выдавать чуть ли не ежемесячно премьеры. В таком бешеном ритме живут и провинциальные труппы, и столичные. Но нужно понимать, что за десяток репетиций далеко не всегда удается создать качественный продукт, которого ждут зрители. Вот почему иногда даже хорошие актеры начинают врать на сцене. К сожалению, в некоторых театрах, поставленных в условия постоянной погони за публикой, зарабатывания денег на всем, на чем возможно, забывают о том, что артистами, как музыкальными инструментами, нужно постоянно заниматься — поддерживать их звучание и творческий настрой. Если этого не делать, актеры начнут приходить в негодность. Нельзя допускать этого...».

* * *

Негина сделала свой выбор. Возможно, кто-то возразит, мол, она продалась исключительно из любви к искусству. Но как долго ее будет сопровождать муза в выкупленных благодетелем залах, при заказной публике, драматургах, пьесах, написанных под конкретного человека? Островский обрывает повествование на ее отъезде в имение Великатова, оставляя за зрителем право ответить на поставленный вопрос. А как вам кажется, способен ли талант выстоять в битве против искушения не служить, а обслуживать?

Фото из архива театра им. В. Маяковского