Воскресенье, 04 августа 2024

Редакция

Лира в гостях у гуслей

В Древней Греции покровителем музыкантов считался Аполлон. В ансамбле «Терпандрос» играют не боги, но получается божественно

Необыкновенный концерт. Посвящается Афродите и чёрным очам

«Гимн солнцу»? — музыка Вагнера? Композиция группы «Geordie»? Бросьте, все это просто вчера. По сравнению с Древней Грецией. О том, какой она была во времена Гомера, новгородцам рассказал кипрский ансамбль «Терпандрос». На языке лир и кифар. А также эпигониона, барбитоса, самбики и... Чего только не придумали эти греки более двух тысячелетий назад.

— Второй век до нашей эры, автор неизвестен — вот так номер!

Только ни Терпандрос — эпический музыкант древности, ни кто-то другой не оставили потомкам наследия в виде нотных сборников. Как и инструментов, с помощью которых они дарили свое искусство. Есть такой человек, его зовут Михалис Георгиу, который отыскал, казалось бы, безвозвратно утерянное прошлое. Потратив на это тридцать лет жизни.

— Первым инструментом, который я воссоздал, была древняя лира, — говорит он. — Мне так понравилось ее звучание, что я продолжил работу.

И занимается этим уже тридцать лет.

Мы намного моложе греков — как народ и культура. Но у нас своя гордость — центр музыкальных древностей имени В.И. Поветкина. Никто в мире не играет древнегреческую музыку — только «Терпандрос». А кто озвучил Древнюю Русь? Владимир Иванович. Наследие, которое он оставил, без преувеличения уникально. Таким был и он сам — с редкостным даром видеть, слышать прошлое. Восстанавливать его, чтобы никто и не усомнился: «Надо же, как оно было!». Помню, как он рассказывал, что свои первые гусли — он думал о них — услышал вдруг под стук поезда. Все инструменты из сегодняшней коллекции центра Поветкина реконструированы им по находкам новгородских археологов. Они — настоящие! Наверное, Владимиру Ивановичу, будь он жив, было бы интересно пообщаться с коллегой Георгиу.

Встреча лиры и гуслей состоялась только сейчас. Благодаря связям Новгородского музея-заповедника и Эрмитажа. А также консульству Республики Кипр в Санкт-Петербурге. В результате родилась программа «Музыкальная археология». Совместная, несмотря на то, что выступления были по отдельности.18gus

Наше, новгородское, скорее следовало бы назвать представлением. Старший научный сотрудник музея-заповедника Антон Каминский показал музыкальные древности, рассказал о них, продемонстрировал, как они звучат. Гусли, варган, сопели, трещотки...

Антона можно назвать человеком-оркестром. Играет на всем, что только есть в коллекции центра. Кстати, по образованию он — археолог, диплома музыканта не имеет. Но ансамбля, как у греков, у нас нет.

Хотя, скажем так, в антракте начальник отдела межмузейных коммуникаций Государственного Эрмитажа Иван Корнеев агитировал Антона, чтобы тот поразмыслил над концертной программой. Понятно, мол, что древнерусские инструменты не для концертов создавались, но мы-то в XXI веке живем — почему не попробовать? Глядишь, с ответным визитом на Кипр поедете.

А что? Когда слушаешь гусли, невольно возникают какие-то современные ассоциации. То банджо вспомнится, то гитара. В зависимости от способа звукоизвлечения. Можно, поди, и традицию соблюсти, и немного того — поэкспериментировать. Да простят меня строгие ревнители канонов.

Вот античность, услышанная Михалисом Георгиу, — это, безусловно, каноны. Современному уху гимны Афродите или Асклепию могут показаться несколько монотонными, однообразными. Стих античного поэта, призывающего радоваться земной жизни, звучит как-то... Слушайте, у нас не южная кровь, но даже нам хочется спросить: кто так радуется?

— Конечно, это нельзя сравнивать ни с классикой, ни с чем-то еще, — сказал Антон Каминский. — Она просто другая, эта музыка. Ее надо принять и полюбить такой, какая есть.

Не каждому дано. Подтверждением тому — слова господина Георгиу о том, что даже многие кипрские и греческие музыканты до сих пор не подозревают о существовании инструментов, на которых играет «Терпандрос».

Однако этот ансамбль играет не только античность. И не только на древних инструментах. Контрабасом и скрипкой композиции, знаете ли, не испортишь. В репертуаре — народная музыка и даже популярные на Кипре песни. Пишу, вот, репортаж, а в голове проигрывается одна такая. То ли помогает, то ли мешает. Хорошо еще, что языка греческого не знаю совершенно, а то...

В кипрском коллективе собраны единомышленники композитора-реконструктора Георгиу, при этом они — профессионалы. В основном — преподаватели музыки. Плюс прекрасный вокал.

Новгородцам «Терпандрос» понравился. Пришлось ансамблю играть и петь на бис. Что бы вы думали? «Сиртаки»? Не-а. «Очи черные». Просто запрещенный прием. Публика в восторге.

Зал опустел, а кипрские музыканты и наши хранители древнерусского искусства, призвав на помощь переводчиков, повели свой профессиональный разговор. Антон что-то выпытывал у маэстро Георгиу про подставочки для струнных. А мы организовали легкую «подставочку» для одного из кипрских музыкантов — Спироса Армостиса, попросив его сыграть что-нибудь на гуслях. Вы знаете — получилось. Хотя звуки, которые ему удалось извлечь, получились вполне себе русскими. С чего бы?

Я спросил Спироса про предыдущий концерт в Эрмитаже. «Терпандрос» выступал в зале античного хранения. Амфоры — представляете, да? Буквально в греческом зале.

На самом деле это очень серьезное место.

— Когда ты приходишь в реставрационно-хранительский центр Эрмитажа и видишь, сколько средств и усилий затрачивается на сохранение мирового культурного наследия, ты не можешь не проникнуться гордостью за Родину, — сказал Иван Корнеев.

Как с ним не согласиться?

— Да, в Санкт-Петербуге мы выступали, можно сказать, как дома, — согласился Спирос. — Зато у вас было по-домашнему тепло. И инструменты очень подходящие к нашим.

Тем временем Михалис Георгиу рассказывал, как ему удалось восстановить более 40 инструментов, включая те, на которых наигрывали в Вавилоне и Ассирии. Конечно, не по одним лишь картинкам.

— Художники очень часто рисовали с ошибками, — объяснял он. — Ведь для них главное — красота изображения. Кстати, у вас в музее на одной из картин я увидел лиру — это фантазия. Такого инструмента никогда не существовало.

По словам мастера, музыкальная реконструкция — это синтез нескольких наук. История, археология, математика, даже астрономия. Почему я не спросил, что такого нашептали ему звезды?..

Фото Владимира БОГДАНОВА