Воскресенье, 04 августа 2024

Редакция

Штормовое предупреждение

Безумству храбрых посвящена очередная голливудская премьера

«И грянул шторм» Крейга Гиллеспи — классический фильм-катастрофа. Но в отличие от многих подобных картин в основу этой истории легли реальные события.
В феврале 1952 года у побережья Атлантического океана в штате Массачусетс сильнейший шторм настиг сразу два нефтяных танкера. Оба раскололись надвое, но сигнал бедствия успели подать лишь с одного. Туда и были направлены почти все силы береговой охраны. SOS второго судна «Пендлтон», о котором и идет речь в фильме, чудом услышали в портовом городке Чатем. На управляемой, кидаемой волнами половине танкера

32 моряка под руководством старшего ассистента инженера Рэя Сайберта (Кейси Аффлек) борются с затоплением, предпринимают попытку посадить посудину на мель и ждать спасателей.

Начальник Береговой охраны США в Чатеме Дэниэл Клафф (Эрик Бана) отправляет на спасение экипажа небольшой и не слишком приспособленный для этой операции 10-метровый катер с четырьмя спасателями во главе с капитаном Берни Уэббером (Крис Пайн). Отправляет, по сути, на смерть, потому как в такую погоду еще ни одному кораблю не удавалось преодолеть «бочки», которые при выходе из бухты на отмели образуют волны, набегающие на берег и отражающиеся от него. Но капитану спасательного суденышка — изначально застенчивому, нерешительному молодому человеку, над которым то и дело зло подшучивают коллеги по службе, удается преодолеть страхи, найти в себе мужество противостоять стихии, отыскать без компаса в кромешной темноте танкер и доставить на берег в 12-местном катере более 30 человек.

«Берни был отличным рулевым, — вспоминал участник тех событий 52-го года Энди Фицджеральд, — но на выходе из бухты нас накрыла гигантская волна. В ветровом стекле образовалась огромная дыра. С этого момента все пошло наперекосяк. Дальше — больше: заглох двигатель. В машинное отделение спустился человек, которого меньше всего хотели брать на борт из-за неопытности, — я сам. Компас был также уничтожен волнами, и мы имели лишь смутное представление, в каком направлении двигаемся. Мы довольно долго боролись с волнами, пытаясь хоть что-то рассмотреть сквозь практически непроницаемую стену мокрого снега, и внезапно прямо перед нами возникла туша севшего на мель танкера».

Если не знать, что все описанное было в действительности, происходящее на экране кажется выдумкой. Но хорошо сделанной. Все критики отмечают мастерски снятые в формате IMAX сцены борьбы суденышка с водой, и в особенности — кульминационную, в которой герой Пайна со своей командой прорывается сквозь череду волн-убийц. Музыка лишь усиливает ощущение реальности происходящего.

Придраться к фильму довольно сложно. Правда, один вопрос все же возникает. В феврале вода в океане хорошо если нулевая, но, вероятней всего, — минусовая. По логике, с ног до головы мокрые люди, которые в картине не один час находятся в таком состоянии, должны были от переохлаждения умереть. Однако этого не происходит. Но ведь в 1952-м морякам как-то удалось справиться с холодом. Значит, и это возможно.

Обозреватель национального кинопортала Film.ru Борис Иванов пишет, что «Шторм» не претендует на высокую художественность и тонкий драматизм: «Это прямолинейное, деловитое, нарочито старомодное повествование о храбрости и уме простых парней».