Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Экспозиция № 229

Широкая палитра чёрно-белой фотографии

Признаюсь, экспозиция «Планета Земля. Индия», представленная на выставке в новгородском Центре современного искусства международным Центром духовной культуры из Самары, впечатлила количеством — 165 фотографий — и полиграфией. Ну да, Индию называют единственной страной в мире, где культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времён. И что? Если я захочу увидеть изображения храмовых комплексов или дворцов эпохи правления британской королевы Виктории, обращусь к Интернету. Там видовых картинок сколько угодно. В выставочных же залах хочется лицезреть жизнь во всех ее проявлениях. Тем более — жизнь далекой страны. Но, увы...

Совсем другое впечатление от работ члена Союза фотохудожников России Татьяны ЧУРОВОЙ из Новой Ладоги. Выставку без названия руководитель ЦСИ Сергей ПУХАЧЕВ предложил именовать по порядковому номеру экспозиции — 229. Под ним экспозиция значится в списке.

— Перед нами — работы провинциального мастера. Перед нами — классическая фотография, — так представил собравшимся выставку Пухачев. — А что, собственно, такое — классическое фото? Черно-белое изображение, тонкое восприятие света и тени, отчетливость жанра и композиции, сюжет...

На фото — вывески соседствующих фирм: ритуальных услуг и парикмахерской. Ничего не напоминает? Верно, первые строки знаменитого романа Ильфа и Петрова: «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Это изображение — не фотомонтаж. Реалии современной России.

Много работ на церковную тему. Но в корне отличающихся от исключительно благостной подачи. «Два начала»: батюшка при входе в храм крестом осеняет толпу людей, а на заднем плане — седовласый мужчина в кожаном пиджаке, во взгляде которого — недоверие и смятение одновременно. «Ступени»: священнослужитель спускается по старым, сколотым, прорастающим травой ступеням церкви, а снизу к ним походит уставшая, сгорбившаяся женщина, которой нелегко дается этот путь.

Татьяна еще в школе знала, что хочет быть фотографом. В 1987 году закончила культпросветучилище и с тех пор руководит в Новой Ладоге детской фотостудией, а в последние годы еще и взрослой. Говорит, что особых денег фотографирование не приносит. Тем не менее бросать любимое дело не собирается:

— Да, я — жанровый фотограф. Но никогда специально не стою и не жду, скажем, у той же церкви подходящего момента. Помогают удача и профессиональное видение сюжета, композиции. Что касается цвета, часто намеренно ухожу от него: яркие пятна отвлекают от главного. Поверьте, помимо цвета есть много других способов подчеркнуть суть.

За годы работы детской студии под руководством Чуровой азы съемки изучили сотни мальчишек и девчонок. Образовательный курс рассчитан на несколько лет, когда они проходят все аспекты ремесла и искусства. Но начинают неизменно с черно-белой фотографии — снимают на пленку, проявляют в лаборатории. И учатся мастерству у педагога, работы которой мэтры российского фотодела называют безупречными.

Фото Владимира МАЛЫГИНА