Воскресенье, 04 августа 2024

Редакция

Жемчуг на чёрном

Сложнее, чем женский хор, ничего нет

На сайте коллектива говорится: «Мы — первый хор, стихийно сложившийся благодаря Интернету. В Санкт-Петербурге мы — единственный хор, который объединяет мам. Мы поем только a’capella. В нашем составе — самые красивые девушки...».

— Нескромно? Ничуть! Мы сами себя сделали, сами продвигаем наше творчество. Мы не набиваем цену, а реально подходим к оценке своих возможностей, — начинает разговор художественный руководитель и дирижер хора Татьяна ЕРШОВА, прихорашиваясь перед зеркалом, ибо до концерта в новгородском центре «Диалог» остается совсем немного.

— Татьяна Владимировна, с чего началось восхождение коллектива к славе?
— С интернет-форума littleone.ru, в котором общаются питерские мамы, обсуждая памперсы, питание для малышей, достоинства, недостатки колясок и прочие родительские темы. Но иногда разговоры заходят и о работе, увлечениях. Так вот, в 2006 году, когда моему ребенку было два годика и я тоже заглядывала на страничку форума, однажды увидела там предложение собраться как-нибудь вместе и попеть. Ни секунды не задумываясь, написала, что могу подыграть, поскольку по первому образованию пианистка. С тех пор хор и существует. Пригодилось и мое второе образование — дирижер.

— Поначалу коллектив именовался в честь форума, объединившего вас. «Мам@хором» вы стали пять лет назад. Почему?
— Мы везде позиционировали себя как хор родительниц. И постепенно в Питере про нас так и стали говорить. Но категорически не нравилось, когда нас мамочками называли. Так в больницах женщин, имеющих детей, принято величать. Мы не мамочки, а мамы! Отсюда и новое имя.

— Неужели на самом деле обязательным условием участия в хоре является наличие детей?
— Нет, конечно. Точнее — так: пап не возьмем, даже если они многодетные. Поскольку хор у нас женский. А дамы, желающие петь, — добро пожаловать. Но как-то так получатся, что у всех есть ребятишки. Недавно подсчитали, что за семь хоровых лет у нас 35 малышей родилось. Постоянно кто-то в декрете. Вот сегодня на концерте в Великом Новгороде девушка будет петь, у которой всего два месяцу ребеночку. Но очень хотелось ей выступить...

— Вы — единственный в коллективе профессиональный музыкант. Тяжело даются репетиции?
— Не просто, ведь половина девушек даже ноты не читают. А кто сказал, что должно быть легко? Мое глубокое убеждение: лучше одного поющего могут быть только много поющих людей. И незачем портить эту красоту музыкальным сопровождением. Правда, за органом и еще симфоническим оркестром признаю право посоревноваться.

Что же касается отсутствия специальных музыкальных навыков — это наживное. Главное, чтобы у женщины было желание учиться петь популярные и малоизвестные русские песни в различных обработках, песни других народов на языке оригинала, духовные произведения композиторов барокко, русскую духовную музыку, песни русских и советских композиторов, негритянские спиричуэлы, джазовые композиции. Но признаюсь, нет ничего труднее работы с женским хором. Результат может быть непредсказуемый, но всегда продуктивный.

— Судя по концертному графику, дела у коллектива идут хорошо...
— Хоров в России — огромное количество! Отличных хоров! Беда, на мой взгляд, в том, что фестивали, если речь идет о взрослых составах, организуются только в Москве. Причем часто на крупные конкурсы в номинации самодеятельных коллективов заявляются хоры, в которых пять человек из народа, а остальные — с консерваторским образованием. Понятно, что тягаться с профессионалами не имеет смысла, как, впрочем, и заявляться на подобные ярмарки тщеславия. Только не подумайте, что я за ликвидацию фестивального движения. Нет, но проводить подобные мероприятия нужно как можно дальше от мегаполисов, в глубинке, и если играть, то по-честному.

«Мам@хор» сам выстраивает свою концертную деятельность: ищем в Интернете подходящие площадки, списываемся с организаторами. Так и новгородский центр «Диалог» нашли. У нас не только в России, но и в Европе много дружественных коллективов. Вообще, за рубежом хорошо принимают русские хоры. Не так давно были в Италии. Небольшой городок. Католический собор. Нас попросили выступить после мессы. Для начала спели «Аве Мария». А потом дали Сергея Рахманинова, Павла Чеснокова. Люди долго аплодировали, не отпускали нас.

— На всех концертах участницы «Мам@хора» всегда в черных платьях. Почему именно такой стиль у коллектива?
— Маленькое черное платье, жемчужная нить на шее и ярко-красная помада — идеальное сочетание, которое некогда открыла миру Коко Шанель. На нас ничего лишнего, яркого. Но при этом мы — красавицы. И великолепно поем!

Фото из архива «Мам@хора»