Среда, 01 января 2025

Редакция

К бою готовы!

2-я Ударная армия предпримет ещё одну попытку выйти из окружения

3 апреля в окрестностях поселка Тесово-Нетыльский пройдет традиционный, уже четвертый по счету, фестиваль военной реконструкции, посвященный событиям апреля—июня 1942 года.

Командовать сражением будет петербуржец Павел ЖЕЛТОВ. Он руководит военно-историческим клубом «Патриот», специализирующимся на войсках НКВД, Балтийском флоте и ополчении. При этом Павел еще и председатель оргкомитета серии военно-исторических фестивалей «Забытый подвиг».

— Да, у нас есть разные проекты, — говорит он, — но тесово-нетыльский — особый. Самый первый и по-прежнему самый крупный и трепетно любимый. Можно сказать, это наша толчковая нога. Второй стоим на Невском пятачке.

— В таком случае от чего вы отталкивались? У вас историческое образование, или все дело в любви к военной теме?

— Это любовь, взращенная в самом себе. У меня два образования, а путь третий — работаю в журналистике. Все началось с увлечения историей Великой Отечественной войны. Потом это соединилось с исследованием узкоколейных железных дорог. Изучая военную историю Новгородского района, я узнал о бесславной гибели 2-й Ударной армии, о том, как много значила в ее судьбе узкоколейка Мясной Бор — Финёв Луг. Вдоль нее развивались трагические события. Немцы старались перекрыть коридор снабжения 2-й Ударной, наши предпринимали нечеловеческие усилия, чтобы сохранить его за собой, в конце июня попытались выйти из окружения...

— Не самые оптимистичные страницы нашей истории. Приятнее, наверное, было бы разыгрывать победные баталии.

— 2-ю Ударную предали дважды. Первый раз — когда завели в болота и бросили на погибель. Второй — в советское время, когда пропаганда повесила ярлык власовцев на тех, кто сражался в районе Мясного Бора. Позорное пятно легло на всех солдат и командиров Красной Армии, которые здесь погибли. Они многое сделали для Победы, для снятия блокады с осажденного Ленинграда, но их героизм остался незамеченным и очерненным. Если бы не было Любанской наступательной операции — третьей попытки прорвать блокаду, то никто не знает, чем бы для города на Неве закончился 1942 год. Жуткая несправедливость. Хотелось как-то исправить эту ошибку. Вот из этого родился фестиваль. И как мы скоро убедились, идея была своевременной. С каждым годом людей приезжает все больше — и участников, и зрителей.

— Как будет в этот раз?

— Должен быть рекорд! Как мы ожидаем, нынешний фестиваль соберет около или даже более 700 реконструкторов. Мы — в пятерке крупнейших фестивалей в России.

Очень представительная будет география — от Калининграда до Новосибирска и от Мурманска до Ростова-на-Дону. Приедут также наши коллеги из-за границы — из Финляндии, Прибалтики, Украины, Беларуси.

— Впервые?

— Нет, к нашему удивлению, иностранцы были уже на втором фестивале.

— Этнические русские или...

— По-разному. Финнам, например, интересен крупный фестиваль сравнительно недалеко от их границ. Ну и трагедия 2-й Ударной, надеюсь, тоже никого не оставляет равнодушным.

— В любом случае лучше нам с ними в войну только играть, ничего более.

— Абсолютно согласен.

— Реконструкция — занятие не из дешевых. Кто они — любители воевать понарошку?

— В последнее время снарядить себя на «войну» стало проще. Появилось много магазинов, особенно в Интернете торговля развита. Например, если раньше макеты вооружений изготавливались полукустарно, то теперь— на государственных предприятиях. Если о ценах, то базовый комплект экипировки стоит от 30 тыс. руб. Причем уже нет большой разницы между ценой экипировки красноармейца и солдата вермахта. Хобби не из дешевых, конечно, но в нашем воинстве есть все социальные слои: и студенты, и пенсионеры, и средний класс.

Вообще, клубов появляется все больше и больше. Раньше военная реконструкция была уделом узкого круга интересующихся униформистикой и пришедших из поискового движения либо занимающихся тем и другим. Теперь и круг гораздо шире, и мотивы, по которым к нам приходят.

— Как вы к этому относитесь?

— Двояко. Есть такое понятие — войти в моду. Вот не хотелось бы, чтобы поэтому. Привносит, как бы это сказать... Попсовость, что ли.

— Война меняет людей.

— Это верно. Мероприятие у нас здоровое, патриотическое.

— Историю не перепишешь, а сценарий?

— Мы показываем не самую страшную часть, концовка спектакля в театре боевых действий могла бы быть гораздо трагичнее. 2-я Ударная сражается и еще надеется выйти к своим. Так было. И генерал Власов, только что назначенный командующим, еще не помышлял сдаться врагу. У него ведь был опыт выхода из окружения — в 1941-м, под Киевом.

— Не хотелось бы сыграть Власова? Так сказать, для большей аутентичности происходящего.

— Да как-то не вижу такой необходимости. Меня вполне устроит роль командира сводного подразделения пехоты с приданными танками и артиллерией.

— Все-таки надо личным примером?

— Как показывает практика, надо идти внутрь сценария, чтобы лучше управлять войсками, все, как в исторических реалиях.
Если о сюжете, то будут новые мизансцены. Презентуем новую технику — танкетку Т-27, зенитное орудие, несколько пушек. Ну и кое-что еще. 3 апреля увидите! Приглашаем всех интересующихся историей и военной реконструкцией в Тесово-Нетыльский. Будет пиротехника, будет красочно. Будут работать интерактивные площадки — вроде музея под открытым небом. Покажем быт враждующих сторон, лагеря Красной Армии и вермахта. Будет выставка немецкого Красного креста, а также выставка средств связи нашей армии, штаб батальона и многое другое. Заметьте, разрешается не только посмотреть, но и потрогать.

Одновременно на одной с нами площадке пройдет фестиваль техники музея Тёсовской узкоколейки. Также будут презентованы новые экспонаты и организованы экскурсионные поездки на ретротехнике по железной дороге.

Фото Владимира БОГДАНОВА