Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Кинетика примирения

Акварель Готфрида Грунера. Фоторепродукция Александра КОЧЕВНИКА

В Музее изобразительных искусств открыта выставка «Два берега одной войны»

Как искусство прорастает сквозь войну? Как жизнь, как неистребимая к ней воля.

Экспозицию выставки «Два берега одной войны» в Музее изобразительных искусств Новгородской области составили акварели Готфрида Грунера и Семена Пустовойтова. Они почти ровесники, эти художники-солдаты. В 1943-м их разделяла речка Малый Волховец...

Они ушли из жизни, каждый в свое время, так ничего и не узнав друг о друге. Теперь, много лет спустя, в музейном зале встретились их картины. Так сказала на открытии выставки Брунхильд ХИЛФ — первый председатель Общества дружбы Великого Новгорода и Билефельда. Это символический акт примирения бывших врагов.

Акварели Пустовойтова и Грунера посвящены Новгороду. С той разницей, что Пустовойтов не рисовал новгородские храмы на войне. Его полотна рождались в 50-е годы, когда город восставал из руин. Наверное, поэтому у Семена Ивановича памятники предстают довольно сумрачными. Еще свежа была боль потерь. Как тяжело давалось восстановление, он видел своими глазами.

Грунер делал зарисовки с натуры. Зачем-то ему было нужно рисовать виды Новгорода. Сегодня это прежде всего документ. Хотя и художественный.

— Мне трудно сдержать слезы, — говорит Людмила СЕКРЕТАРЬ, новгородский историк и краевед. — Здесь, среди этих картин, я будто снова оказалась на войне и снова вернулась в разрушенный Новгород. Очень жаль, что у нас нет постоянной экспозиции, посвященной Великой Отечественной. Это не мне, не моим переживаниям нужно. Всем нам, памяти нашей.

Эту выставку организовал Новгородский музей-заповедник. При поддержке администрации Великого Новгорода и наших друзей в Билефельде. Идея возникла спонтанно. Фотожурналисту Александру КОЧЕВНИКУ в качестве подарка достался набор открыток из Германии.

— Я как только увидел фоторепродукции картин Грунера, так бегом в музей, к заместителю генерального директора Татьяне Казармщиковой и ведущему научному сотруднику Татьяне Володиной: почему это так напоминает Пустовойтова?

Тем временем в Билефельде получили письмо от вдовы Готфрида Грунера, сообщившей обществу дружбы, что ее муж во время войны писал Новгород. Акварели выставлялись в ратуше Билефельда. Общество их купило. А фрау Хилф упаковала и привезла в Новгород. Вот такая предыстория у проекта.

— Конечно, они разные, эти акварели, — говорит теперь Татьяна ВОЛОДИНА. — Но интонационное сходство определенно есть.

Здесь не к месту сравнивать манеру, оценивать уровень мастерства. В 1943-м Грунер был молод. Живописцем так и не стал, в Германии он известен как скульптор-монументалист, создатель кинетических объектов, в которых использовал движение воды, игру солнечного света. Это позитивные работы.

...Выйдя из темноты, больно смотреть на яркий свет. После войны Грунер прошел длительный курс реабилитации. Как знать, может, она началась еще на войне? Когда он взялся за краски и кисть и честно изобразил противоестественность уничтожения? Георгиевский собор, устремленный в самую высь, к свету вечному...

Мы знаем, что и Пустовойтов, тяжело контуженный под Новгородом, вынужден был, если так можно сказать, собирать себя для мирной жизни. Как личность, как художника. 9 мая нынешнего года Семену Ивановичу исполнилось бы 95 лет.