Воскресенье, 04 августа 2024

Редакция

Благая весть

На Рюриковом городище началась консервация руин церкви Благовещения

Процесс пошел... На Рюриковом городище — вагончики, стройматериалы. Сотрудники питерской фирмы «Ренессанс-Реставрация» — ноль внимания на журналистов. Но каски выдали. Вроде нечему пока упасть на голову. Но так положено. Лучше бы ветер усмирили — дует прямо в диктофон-микрофоны. А мы не его записывать приехали.

Ольга СОБОЛЕВА, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по развитию и внешним связям, рассказывает, как долог и тернист был путь к спасению храма, много лет стоящего с непокрытой головой. Это вредно в нашем климате.

— Десять лет прошло с начала проектных изысканий. Вообще, попытки консервации уже были. Видите железные штыри, торчащие из стен?

Строго говоря, те попытки полноценной консервацией не назовешь. Там зафиксировали, там подлатали... Теперь — совсем другое дело.

Храм XIV века закроет крыша. Причем с остеклением в верхней части — для естественного освещения и восприятия частей храма. Планируется также остеклить пространство триумфальной и северной арок. Будут: лестница для входа на площадку на устоях колокольни XIX века, подъемник, площадки, помосты... Стенды для круглогодичного показа истории храма и городища тоже предполагаются.

Но вначале предстоит провести архитектурно-археологические исследования храма 1103 г., часть которого расположена внутри церкви. Этот храм, о внешнем виде которого достоверных сведений нет, — второй по древности в Новгороде.

Представить то, что будет, так сказать, со слов сложно. Посмотреть бы на эскизы, схемы, всякую там проектную визуализацию. Нельзя! Музейщики говорят, что по этому вопросу надо обращаться к авторам проекта — в компанию «Март».

Придет время, сами увидим. Ровно через 23 месяца. Так контрактом предусмотрено. Работать «наш лучший подрядчик» (оценка заместителя генерального директора музея-заповедника по реставрации, капитальному ремонту и инженерному обеспечению Валерии ХОРОШЕВСКОЙ) будет всесезонно. Пока не закончит, придется довольствоваться наблюдениями, скажем, от Княжьего камня, посещение которого не возбраняется.

— Этот проект стал возможен только благодаря тому, что в 2008 году правительство Новгородской области подписало соглашение с Министерством культуры, — напоминает нам Ольга Соболева. — И Всемирный банк предоставил заем. Сначала на проектные работы, теперь уже на реставрационные. Для Новгорода — это уникальный опыт. Когда памятник ЮНЕСКО будет не воссоздан, а законсервирован.

Здесь, на бесценном для русской истории пятачке земли, памятников ЮНЕСКО — три. Оба храма и культурный слой, что под ними. Причем когда мы говорим об охраняемой ЮНЕСКО церкви Благовещения, то понимаем под этим дошедшее до наших дней. Те самые руины, включенные в список объектов Всемирного культурного наследия в 1992 году.

Собственно, поэтому и выбран именно такой подход — консервация, а не воссоздание. Оно будет, но в очень малой части. Например, внутри храма достроят дьяконник.

Кстати, после разборки послевоенного мусора стены церкви понизятся почти на метр. Или наоборот — храм станет выше на целый метр.

Но то, что заранее позиционируется как уникальный опыт, одновременно находится в некоем противоречии с прежними подходами к новгородскому наследию, пострадавшему в годы Второй мировой войны. Вспомним хотя бы многолетние труды реставраторов по восстановлению ближайшей к Благовещенской знаменитой Спас-Нередицкой церкви.

— Когда-то наш выдающийся архитектор-реставратор Леонид Красноречьев сделал эскизный проект, допускающий возможность воссоздания церкви Благовещения, — продолжает Ольга Соболева. — Но эти идеи не получили развития. А когда Россия присоединилась к Венецианской хартии, жестко регламентирующей работы по реставрации, оптимальным методом стала считаться все-таки консервация. Такова позиция Министерства культуры, полностью согласующаяся с мнением ведущих мировых специалистов.

Глядя на руины, как представить храм таким, каким он был до разрушения? Для этого существуют современные мультимедийные технологии. С их помощью будут отражены основные этапы истории храма. От века XII до нынешнего, поменявшего единицу с двоечкой местами. Великая Отечественная война — тоже часть истории церкви Благовещения, оказавшейся на линии огня.

При всем при том в музее-заповеднике не исключают, что со временем в отношении судьбы храма возобладает иное решение, и он все-таки будет воссоздан. Никто этого времени, естественно, не знает.

Напоследок — про закрытое кладбище на Рюриковом городище. Консервация, реставрация и благоустройство — все это на его судьбе не отразится. Пусть к старине глубокой этот советский погост никакого отношения не имеет, но его судьба тоже показательна. Все мы — люди, все мы...

Мнения специалистов

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по археологическим исследованиям:24troan

— Я всецело — за проект, разработанный ООО «Март». Виктор и Марина Поповы — очень известные и компетентные реставраторы. Их проект выдержал серьезный конкурс, в котором участвовали не только российские, но и иностранные фирмы. Реставрация заканчивается там, где начинается гипотеза. Со времени появления Венецианской хартии (1964) — это так.

К сожалению, церковь Благовещения, какой она представала взору накануне войны, уже на то время была в значительно искаженном виде. При этом не была исследована ни советскими специалистами, ни их дореволюционными предшественниками. В отличие, скажем, от восстановленного храма на Волотовом поле. Поэтому все, что в данном случае можно и нужно сделать, — сохранить подлинные части, обеспечить дальнейшую сохранность руин, дав ощущение некоей завершенности.

Не только специалистам, но и туристам не интересен новодел. Здесь же мы увидим настоящие, дышащие древностью руины XII—XIV веков. Должны появиться и другие объекты показа. Допустим, рядом с храмом археологами экспедиции академика Евгения Носова была найдена печь для обжига плинфы — кирпича домонгольских времен. И это, конечно, стоит раскрыть в рамках проекта музеефикации Рюрикова городища.

Татьяна РОМАШКЕВИЧ, художник-реставратор МНРХУ Министерства культуры:24rom

— Не побоюсь показаться непередовой, закосневшей в стереотипах, но внутреннее чувство всегда диктовало мне, что храм должен быть воссоздан. Как человеку верующему, как художнику, мне думается и хочется, чтобы когда-нибудь стало именно так. Наши предки не просто так ставили храмы в этих местах — в Юрьеве, в Нередице, здесь на городище. Это как маяки, как столпы. Это неотъемлемая часть того неизменного ландшафта, который позволяет нам понять наше прошлое. Консервация, стеклянная крыша... При всем уважении к авторам проекта считаю это искажением пространства истории. Не зря здесь так любили бывать художники, например, Рерих. Современные вкрапления в таком контексте — это очень сложно, очень деликатно. Вот не люблю я ходить мимо Новгородского драмтеатра, для меня само это здание в таком месте подобно драме. Может, я не права...

Фото Александра КОЧЕВНИКА