Новгород вновь накрыла «Белая ночь современного искусства»
В Новгороде время течет по своим законам. То Ночь музеев вопреки названию начинается в девять вечера, то День города растягивается на целых три дня. Вот и «Белая ночь современного искусства», состоявшаяся 3 июня, подтвердила тенденцию.
Действо стартовало в шесть вечера, а закончилось — в девять. Зато остальные слова в названии оказались правдой. Завершая сезон, Центр современного искусства представил публике сразу пять новых выставок.
Щит и меч
На подходе к «Диалогу», где все и должно было произойти, в нос ударил запах краски. Энтузиасты, вооружившись кисточками, дружно разрисовывали бордюр цветными прямоугольниками. Смысл этого занятия остался для меня загадкой. Может, тут, как в армии: все должно быть квадратно и покрашено? Или пестрый бордюр должен подчеркнуть необычность местной аллеи искусств, которую по аналогии с Монмартром прозвали Новмартром?
Выставка «Великие города России» была, пожалуй, самой масштабной и по замыслу, и по количеству работ. В один зал она не поместилась, заняла целых два: на втором этаже и в подвале. Выставка эта — проект Московского союза художников и Творческого объединения женщин-художников «Ирида». Основой для нее стала довольно очевидная, но почему-то никому ранее не приходившая в голову идея: проехаться по всем русским городам, в названии которых есть слово «Великий», посмотреть, сохранили ли они свое величие и в чем оно нынче заключается.
— В конце 90-х мы много общались с новгородскими художниками. Они пригласили нас к себе, человек двадцать приехало, и две недели мы здесь рисовали, объездили все окрестности. Потом мы стали регулярно ездить в Великие Луки. А где два города, там и третий. Мы стали думать, какие еще есть в России города со словом «Великий» в названии и что это означает. Великий Устюг, Ростов Великий... Все эти города когда-то играли роль щита, защищая Русь от иноземных захватчиков, и роль моста, который помогал налаживать культурные и дипломатические контакты. Наш проект, надеемся, поможет снова привлечь внимание к этим городам, потому что многие из них сейчас находятся в тени, — рассказала председатель Творческого объединения женщин-художников «Ирида» Мария ЭСМОНТ.
В двух залах разместились не только пейзажи, созданные на пленэрах, но и работы, ставшие своеобразным итогом поисков в архивах и библиотеках: портреты исторических деятелей, зарисовки быта разных эпох. Нашлось на выставке место и декоративно-прикладному творчеству. Керамика, мозаика, дерево, стекло, мастика — от обилия материалов и сюжетов глаза разбегались. А дополнением к этой выставке стала еще одна, уже целиком посвященная нашему городу. На ней можно было увидеть работы учеников Новгородской детской художественной школы.
Загадка Тито Марчи
Эти экспозиции выглядели самыми традиционными и доступными для неискушенной публики. А вот над выставкой итальянского художника Тито Марчи даже искусствоведам пришлось поломать головы.
— У нас есть хороший друг в Италии, Энзо Форнари, он иногда привозит крайне любопытные выставки, — пояснил руководитель Новгородского центра современного искусства Сергей ПУХАЧЁВ. — Мы с ним связались и попросили что-нибудь для нас найти. Когда он прислал выставку, мы знали только, что автор ее — Тито Марчи. Распаковали картины, посмотрели: на всех портретах — один человек! Один и тот же человек в разных одеждах. Потом присмотрелись внимательнее. Золотой фон — это раннеитальянская живопись, туринская школа, учитывая жесткость проработки и лепки лица. Затем узнали и другие отсылки. Получается, человек рисует себя на фоне вечности.
Однако в правильности трактовки специалисты не уверены, а посему призывают всех посетителей выставки помочь разобраться, что же хотел сказать своими работами Тито Марчи. Кто он, этот печальный человек, изображающий себя то в тюрбане, то с драгоценным камнем во лбу — безумец, эгоцентрик или же самобытный художник со своим взглядом на мир? Мне думается, это тот случай, когда истина в глазах смотрящего.
Вербальность тишины
То же самое, к слову, можно сказать и о двух оставшихся выставках. Вот «Цветение тишины», новая для НЦСИ форма искусства — видеоарт. Заходишь в черную-черную комнату, а там на тебя с монитора в абсолютной тишине по очереди глядят разные люди. Московская художница Елизавета МИНАЕВА снимала каждого примерно две минуты. Говорить моделям было нельзя, все остальное — можно.
— В психологии говорят, что 70% того впечатления, которое оставляет у нас человек, производится невербально, без помощи слов, — напоминает Елизавета. — Руководствуясь этим, я начала снимать портреты на старую ручную камеру. Изображение показывает настоящего человека, не скрытого фильтрами и выхолощенной глянцевой картинкой, за которой мое поколение уже привыкло скрываться. За пять лет у меня накопилось несколько десятков портретов. Часть из них мы привезли сюда. Привычки и ритм жизни современного человека подразумевают постоянное переключение внимания. Моя же выставка требует от зрителя на несколько минут отключиться от окружающего мира и сосредоточиться на том человеке, с портретом которого он взаимодействует.
Тут, опять же, зрителю решать, что перед ним: просто люди, по очереди стесняющиеся камеры, или принципиально новая трактовка жанра портрета? Или, в случае с представленными в соседнем зале картинами новгородского художника Олега Васильева, размытые образы, в которых смысла не больше, чем в трещинах на штукатурке, или оригинальная техника, синтез графики и акварели? Сложно все с ним, с этим современным искусством.
Фото Владимира Малыгина