Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Разбор полётов

 Театр в небольшом городе может быть центром культурной жизни

Великий Новгород посетила известный критик, эксперт фестиваля «Золотая маска», директор творческих проектов Театра на Таганке Елена ГРУЕВА. Не как туристка: она провела семинар по театральной журналистике.

По ее словам, поддерживаемые государством проекты, как фестиваль малых городов России, дают возможность зрителям увидеть лучшие постановки титулованных коллективов, режиссерам и актерам в ходе творческих лабораторий продемонстрировать результат своей работы.

— За последние годы я побывала в театрах многих небольших городков, — начинает разговор Елена Георгиевна. — До которых порой и доехать-то не знаешь как. Например, в Сибири в поселок Мотыгино, в котором всего около 7000 человек живет, можно добраться либо по зимнику или летом по большой воде — на пароме. Другого пути нет. Но там есть театр. Там проводят фестивали, на которые съезжаются труппы со всей страны. Другой пример: в Новокуйбышевске, что в Самарской области, в советские времена действовал народный театр. Его руководитель, когда уходила на пенсию, передала бразды правления одному из своих артистов с театральным образованием. И он решил сформировать профессиональный коллектив. Набралось актеров — шесть человек. Но это не сказывается на качестве постановок. Сейчас на спектакли этого коллектива ездят зрители из областного центра. Работы Новокуйбышевского театра были в числе номинантов на премию «Золотая маска». А это о многом говорит.

— То есть вы не согласны с тем, что все лучшее в театральном искусстве сосредоточено в двух столицах?

— Конечно, не согласна. И многие другие театроведы думают так же. Культурный мир малых городов — особый. Но зрители там ничем не отличаются от столичных: они ждут от театра эксперимента, классики, постановок, созвучных с их мироощущением. Недавно побывала в Лодейном Поле в Ленинградской области с творческой лабораторией, это когда молодой постановщик представляет на сцене эскиз, наброски будущего полноценного действа, и после просмотра зрителям предлагается обсудить увиденное. Так вот, такого глубокого, вдумчивого анализа, как в этом небольшом населенном пункте, я давно уже не слышала. Люди рассуждали, насколько важна в настоящее время тема, поднятая драматургом и режиссером, интересна ли она обычному горожанину, как может повлиять на молодежь.

Если же говорить о том, чем сегодня живут труппы многих провинциальных театров, скажу, что они не плывут по течению, они ищут, ломают стереотипы. Более того, нынешние молодые режиссеры рвутся именно в глубинку, чтобы свой театр создать — авангардный, авторский, интерактивный, классический...

— Ну а как же быть с расхожим мнением, что театр в провинции может собрать кассу, только если будет ставить комедии?

— Кассу он соберет. Но, когда раз за разом на сцене актер в одном амплуа, когда постановки практически по одному сценарию делаются, — это снижает профессиональный уровень, притупляет чувства, убивает желание совершенствоваться. Да, некоторые коллективы, и не только в малых городах, действительно идут по этому пути. Но их нет на карте театральных действий страны. В их случае речь скорее идет о трудоустройстве — раз есть учреждение культуры, значит, в нем должны быть сотрудники. Вот актеры, режиссеры и ходят на работу. Но хорошо ли они ее делают?

Постановки на сцене помогают нам разобраться в своих чувствах

— Три года назад в журнале «Театр» была опубликована ваша статья «Новый крепостной театр». В ней вы рассуждали о зависимости творческих коллективов от градоначальников. О том, что мэр одним росчерком пера может подкинуть денег, а может и отобрать все. Как изменилась ситуация за три года?

— Лучше она не стала, поскольку свои коррективы вносит еще и общеэкономический кризис. Что уж говорить про финансирование театров малых городов, если даже московским в начале сезона были разосланы уведомления, что бюджетных средств на подготовку премьер нет, мол, зарабатывайте сами. И мы выкручиваемся, как можем.

Но в своей статье я поднимала не одну только тему финансирования. Еще и административного давления. Почему-то учредитель, а это часто именно мэрия, считает нормальным диктовать директору театра условия: если не поставите вот эту пьесу, не получите средств на существование.

Но бывают случаи и похлеще. Театр драмы и комедии «Вариант» города Первоуральск Свердловской области к своему юбилею выпросил у властей грант на завершение реконструкции обветшавшего здания. Деньги были перечислены. Но стоило «Варианту» покинуть закрытое на ремонт помещение, как местная мэрия выставила его на аукцион. Театр не сдался — писал письма в область, в Москву. В конечном итоге бой за здание городская администрация проиграла. Но тут же стала секвестрировать муниципальное задание на премьеры, лишила театр возможности получать спонсорскую помощь. И на всякий случай запретила бесконтрольно общаться с прессой.

И, к сожалению, примеров вот такого уничижительного отношения к театрам в нашей стране немало.

— В апреле была вручена премия «Золотая маска»-2016. Вы входите в состав экспертного совета, который в конце прошлого года выступил против вмешательства в дела независимого фестиваля чиновников Минкульта. Удалось ли разрешить конфликт?

— «Золотая маска» — одна из самых престижных театральных наград в России. И в этом году она прошла по ранее принятым правилам. Однако уже в следующем будут изменения. Желание государства в лице Министерства культуры влиять на крупнейший фестиваль понятно. Пока мы с чиновниками договорились, что они будут принимать участие в формировании экспертного совета, члены которого, собственно, и предлагают номинантов на премию. Минкульт введет в него своих представителей. Кандидатуры уже известны. Лично меня смущает то, что эти люди в принципе далеки от театра. Для них не сцена, не драматургия и не режиссура — главное в деятельности. Они не ездят по городам и весям в поисках талантливых имен. Невольно возникает вопрос: так чем они будут руководствоваться при отборе спектаклей?

Но, возможно, я сгущаю краски. Работа по формированию следующего списка 2017 года лучших театральных работ еще только началась. Надеюсь, что нам удастся сохранить объективность и непредвзятость оценки, за которую «Золотую маску» и ценят.

— Не раз слышала от режиссеров, которые в новгородском драмтеатре ставили постановки, что они ощущают нехватку работ современных драматургов. Что молодые авторы нарушают сценические каноны и пишут не пьесы, а тексты вольным стилем. Вы согласны с этим?

— Проблема выбора авторов существовала всегда. Если вы почитаете, что сочиняли драматурги во времена Александра Островского, Николая Гоголя, Антона Чехова, — ужаснетесь. Ну не может быть талантливым каждый, кто пишет! Возьмите советский период. Лучшие: Александр Вампилов, Людмила Петрушевская, Григорий Горин, Александр Володин. Согласитесь, не так много имен.

И сейчас тоже есть отличные драматурги. Но их сложно найти в огромном потоке сочиняющих. В этом плане в советский период было проще, поскольку все пьесы шли через определенные инстанции, и откровенно плохие отметались сразу. Нынче же, чтобы пробиться стоящему автору, нужно тактику и стратегию разработать, потому как рядом с ним локтями работают другие претенденты, не всегда талантливые, но поднаторевшие в новомодных текстах.

Чтобы не быть голословной, говоря о талантливых драматургах нашего времени, назову несколько имен: Иван Вырыпаев, Евгений Гришковец, Павел Пришко, Ярослава Пулинович, братья Михаил и Вячеслав Дурненковы, Михаил Угаров.

Что же касается ворчания творческих людей по поводу нехватки свежих пьес, скажу, что постановщики несколько лукавят — есть специальные сайты, на которых профессионалы собирают хорошую драматургию, в том числе и переводную. Да, история уже отобрала классиков, и режиссеры спокойно пользуются результатами этого, не ими осуществленного труда. А вот чтобы отыскать новых сильных драматургов, нужно усилия приложить. Но не все, наверное, этого хотят.

— Вы — обозреватель с большим стажем. Однозначно, мнение критиков интересно режиссерам и актерам. Но так ли уж нужен детальный театральный разбор полетов обывателю?

— Не детальный, но нужен. Сейчас, когда каждый из нас ежедневно получает массу информации, необходим лоцман, который поведет в нужном направлении. Нетеатралам, в силу разных причин, тоже иногда хочется побывать на спектакле. А предложений много, билеты на постановки не копейки стоят, к тому же есть опасность попасть на занудное действо с плохой игрой актеров. И поэтому сейчас многие, прежде чем бронировать места, ищут отзывы, рецензии на спектакли.

Я долгое время писала для журналов Timeout и «Ваш досуг». А это издания, рассчитанные на массового потребителя, — их люди просматривают в метро — по пути на работу или учебу. Именно просматривают. И, следовательно, чтобы читатель ухватил смысл, нужно излагать мысли кратко, но по существу. Что я и делала. Но каждый раз, рассказывая про премьеру, я свои впечатления передавала от увиденного. Способов зацепить человека, чтобы у него промелькнула мысль «А не сходить ли мне на эту постановку», много. Их просто нужно умело использовать. И тогда у колонки театрального обозревателя появятся постоянные читатели.

 Фото из архива «НВ»