Станут ли предметы из советского прошлого турпродуктом?
Возвращаться к эпохе Советского Союза, страны, которой больше нет на карте мира, — значит сегодня быть в теме. Предметы со штампом «Сделано в СССР» приобретают статус коллекционных. А Игорь ПОДРЕЧНЕВ, управляющий отелем «Валдай Эко Клуб», в их собирательстве видит даже что-то хипстерское.
В этой загородной гостинице подобных артефактов или вещиц а-ля советское, которые используют для украшения интерьеров, предостаточно. Но у меня американское словечко почему-то ассоциируется с тем, что у нас в России принято называть пижонством. Посудите сами: на территории респектабельной базы отдыха, расположенной далеко в лесу, есть музей ретро-автомобилей. Под его крышей стоят семь сверкающих от полировки машин — самых ярких представителей советского автопрома.
Каждая служит иллюстрацией определенного периода Советского государства. ГАЗ-М1, в народе печально известный как «чёрный воронок», — символ довоенного и послевоенного СССР. Пузатый ГАЗ-12 ЗиМ, 52-го года выпуска, предназначался для транспортировки генералов.
ГАЗ-21 «Волга» известна тем, что на ней в булочную ездил Семён Семёнович Горбунков из «Бриллиантовой руки», а Москвич-407 тем, что его первый опытный образец был весьма похож на британскую малолитражку Ford Consul. Газовская «Чайка» была выпущена всего в 3,2 тысячах экземпляров. В коллекции также есть брутальный ГАЗ-69 «козлик» и маленький, да удаленький ЗАЗ- 65 «Запорожец», который могла позволить себе купить обыкновенная советская семья после нескольких лет откладывания сбережений. Такой автопарк выставить бы на более оживлённое место.
Автомобили на хранение в валдайскую гостиницу передал московский коллекционер. Но здесь захотели сделать не просто гараж, а объект туристического интереса, чтобы к отелю потянулись автобусные туры. В общем-то, новгородский туристический центр «Красная изба» заинтересовался новым проектом бизнесмена и организовал для журналистов и представителей турфирм поездку в музей.
Ухаживать, следить за коллекцией авто доверено автомеханику Дмитрию ВИКТОРОВУ. Пару месяцев назад молодой человек вернулся из армии. В бронетанковых войсках он служил водителем-механиком БМП. Теперь в мирной жизни помимо того, что следит за работой двигателей и ходовых ретрокаров, ещё и ведёт экскурсии.
— Все автомобили на ходу и полностью восстановлены. В отечественном производстве пользовались зарубежными разработками. Только там механизмы машин были более нежные. Они не предназначались для наших дорог. Поэтому инженеры Советского Союза конструкции дорабатывали, — начинает свой рассказ Дмитрий, а потом добавляет что-то от себя. — В эти машины душу вкладывали. Многие детали в них сделаны вручную. А теперь что? Машину купили, разбили, следующую купили. Не дрожат над ней, как это было раньше.
Экспонаты музея — роскошны и представительны. Когда они выезжали за заводские ворота, их могли приобрести только избранные, в число которых в СССР входили в основном крупные государственные чиновники. По этому поводу в музее даже расскажут легенду.
По словам нынешнего хозяина «Чайки», когда-то она перевозила всесильную Екатерину Фурцеву, министра культуры СССР. Правительственной даме разрешили иметь «Чайку» в матово-розовом. Хотя машина традиционно выпускалась только в чёрном или белом колорах. Но меня поразил даже не цвет автомобиля, а то, что он делался с электрическими стеклоподъёмниками и автоматической коробкой передач. Как сообщил мне Дмитрий, управлять машиной может и ребёнок. Правда, дальше базы отдыха она не отправлялась в путь. Просёлочные дороги не для такого элегантного авто, а вот на трассе с добротным асфальтовым покрытием оно смогло бы развить скорость до 95 километров в час. Возможно, версия о том, кому принадлежала эта «Чайка», и не имеет серьёзных оснований, но туриста эта история точно заинтригует.
Спрос на советское, идеализированное, растёт по всей стране. Ностальгическое настроение можно подхватить и в валдайском музее. Он принимает или покупает у местного населения предметы советского быта. Так в его экспозиции появились проигрыватели с виниловыми пластинками, на упаковках которых — изображения знаменитых советских исполнителей, печатные и швейные машинки, фотоаппараты и многое другое. Советскую эстетику поддерживают красные знамёна и вымпелы с профилем вождя мирового пролетариата. Наш двадцатидвухлетний экскурсовод Дима, родившийся уже после развала советской империи и считающий, что раньше жизнь была веселее, говорит, что посетители всегда останавливаются напротив них: вспоминают о том, что эти предметы они видели в своём детстве или юности, но не более.
Фото Анны Мельниковой