Суббота, 03 августа 2024

Редакция

Новые руки князя Васильчикова

О предводителях дворянства судят не по романам Ильфа и Петрова

Фото: Владимир Малыгин

Портрет кисти художника Крамского вновь занял своё место в экспозиции музея изобразительных искусств

Примерно год картина с изображением предводителя новгородского дворянства середины XIX века находилась на реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика М.Э. Грабаря.

Обратиться к столичным специалистам наших музейщиков побудили... руки князя. Надо сказать, они слишком привлекали внимание посетителей, часто задававших один и тот же вопрос: «А что у него с?..».

— Дело в том, что когда-то (точное время неизвестно) имела место так называемая «перечистка», — поясняет заведующая отделом реставрации музейных предметов Новгородского музея-заповедника Людмила НИКУЛИНА. — И сделано это было, мягко говоря, неумело. Вид получился неестественный и даже неэстетичный. Теперь, как видите...

И мы это действительно видим. И вот те молодые люди, что на снимке, слушающие рассказ Людмилы Михайловны. Никто ведь не подумал спросить: «А что у него...».

Умный, проницательный взгляд. Аристократическая наружность. Видным человеком при жизни был Александр Илларионович. Сам по себе и в Отечестве своем. Будучи прирожденным дворянином, он выступал за всяческое развитие самоуправления и земств. Радел о пользе народа и государства. Теоретик — автор статей по крестьянскому вопросу. И практик — организатор первых кредитных сельхозкооперативов.

Это — в зрелые годы. В юности же Васильчиков тем вошел в историю, что был участником роковой для русской поэзии дуэли, оборвавшей жизнь Михаила Лермонтова. Васильчиков был его секундантом. За что император намеревался лишить его дворянства, только вмешательство отца, героя Отечественной войны 1812 года Иллариона Васильевича, спасло молодого князя.

Александр был прекрасно образован, знал несколько языков. Но слыл человеком «свободолюбивых взглядов». Он и в секунданты попал в каком-то смысле из-за этого. Вызвался в сотрудники к барону Гану, отправившемуся в Закавказье с целью введения нового административного устройства. К слову, миссия оказалась неудачной: местному населению реформа не понравилась.

В 1845 году, Александр Илларионович тогда уже был церемониймейстером двора, Николай I дал ему убедительный совет: «Переменись!». Однако молодой князь блестящей карьере предпочел удаление от столицы в принадлежащее Васильчиковым имение Выбити Старорусского уезда Новгородской губернии. Его тяготила «ничтожность канцелярской службы», он чувствовал «необходимость узнать быт народа».

В 1849 году он был избран предводителем губернского дворянства. При нем в Новгороде было построено здание Дворянского собрания по проекту знаменитого петербургского архитектора Андрея Штакеншнейдера. Поскольку «во дворянстве» теперь — Музей изобразительных искусств, портрет князя Васильчикова здесь совершенно на месте. Александр Илларионович здесь — просто хозяин.

Художник Иван Крамской рисовал князя, когда тому было около 60 лет.

— На нас смотрит человек, который выглядит старше своих лет, — обращает наше внимание на это обстоятельство Людмила Никулина.

Современники находили, что князь сильно «переменился» (наружно) после того, как при родах скончалась его жена Евгения Ивановна. Это случилось в 1862-м, в семье ждали пятого ребенка.

Возможно, силы были подорваны и тем несоответствием, какое бывает между радениями об общем благе и отношением к этому самого общества. Как предводитель дворянства князь Васильчиков дал ход делу по преступлениям нескольких помещиков. Как земский деятель (в 1864 году на предложение возглавить губернскую управу Васильчиков ответил отказом, согласившись быть гласным Старорусского уездного, а затем Новгородского губернского земского собраний) выступал за более широкое представительство крестьян.

Почему Крамской рисовал Васильчикова? Ответ мог быть прост: такой влиятельный и состоятельный человек, как Александр Илларионович, мог позволить себе заказ у такого признанного мастера портрета, каковым уже являлся Иван Николаевич. Хотя... Есть между ними какое-то сходство — не портретное, а внутреннее, характерное.

Крамской свое свободомыслие тоже отстоял еще смолоду, отказавшись писать к окончанию Академии художеств картины на сюжеты из скандинавской мифологии. И стал инициатором создания «Петербуржской артели художников», в которую вошли 14 «бунтовщиков». Среди них был и Константин Маковский, работы которого также экспонируются в новгородском музее. Кооперативы Васильчикова помогали встать на ноги крестьянам, артель Крамского — художникам.

Напоследок — одна любопытная деталь. Как доказано рентгеном, а состояние картины перед реставрацией изучалось самым тщательным образом, первоначально Крамской изобразил Васильчикова с «сигаретой». И эту «перечистку» (от табака) сделал сам художник. Надо полагать, проконсультировавшись с князем. У каждого времени — свои представления о приемлемом и приличном.