В Старой Руссе на «Княжьей братчине» оживёт мир утраченных сказаний
13 августа в Старой Руссе пройдет фестиваль средневековой музыки, ратного мастерства и ремёсел «Княжья братчина». Во второй раз. А вообще, в Новгородской области форум — уже пятый по счету. До того местом его проведения побывали Новгородский кремль, Шум-гора в Батецком районе и Славянская деревня — в Любытинском.
В Руссу съедутся клубы реконструкции раннего средневековья, фолк-группы и ремесленники со всей страны — более 150 участников. Гвоздем фестивальной программы станет их шествие по городу от ул. Сварога до конечной точки и основной площадки форума — стадиона «Центральный». Там в соответствии с легендой фестиваля зрителям предстоит увидеть настоящее сражение, в котором главными наградами станут «княжна и полкняжества в придачу».
Но для нас «Княжья братчина» — это еще и повод порассуждать о развитии событийного туризма в регионе. Его география в Новгородской области пока не так широка, как хотелось бы. Особое место занимает Великий Новгород, где в течение года проходят десятки мероприятий, на которые съезжаются туристы из разных уголков страны и зарубежья. День города, международный фестиваль народного искусства и ремёсел «Садко», Ганзейские дни, фольклорные праздники в «Витославлицах», исторические шоу в кремле...
Из райцентров первой вспоминается Старая Русса. Речь не только о международном фестивале спектаклей по произведениям Достоевского с его почти 20-летней историей. Здесь ищут и новые ходы — фестиваль «Игры и люди», фестиваль воздухоплавателей им. Михаила Поморцева... Самым громким стало празднование 1000-летия истории города в прошлом году.
Заместитель главы Старорусского района Игорь АНАНЬЕВ не взялся подсчитать, какую финансовую отдачу получает муниципалитет благодаря всему этому. Но ясно одно: яркие туристические события — хорошая имиджевая реклама для Руссы.
В Новгородском районе третий год подряд проходит Международный фестиваль «Забытый подвиг — Вторая Ударная армия», который собирает сотни реконструкторов из России и зарубежья. В Любытинском местные власти ставят на экстремальный спорт. В марте на курорте «Любогорье» во второй раз прошел Кубок главы муниципалитета по горнолыжному спорту и сноуборду, а в предстоящие выходные вновь состоится фестиваль малой авиации.
Пришлось покопаться в Интернете, чтобы найти «Иверскую милю», соревнования по плаванию на озере Валдайское. Большая часть участников — из Москвы, Воронежа, Ярославля, Нижнего Новгорода и других городов. И еще Википедия подсказала, что в Боровичах проходят межрайонный фестиваль военно-спортивных народных игр «Русская сила» и межрегиональный фестиваль авторской песни «Мстинские созвучия».
Вспомнить якорные туристические проекты в других муниципалитетах оказалось еще труднее. Хотя событийный потенциал региона наверняка шире. По мнению Евгения РОДИОНОВА, председателя профильного областного комитета, это совсем не значит, что в каждом районе в обязательном порядке должен появиться большой форум. Но если хочется, то...
— В основе развития событийного туризма всегда лежит идея, — говорит Родионов. — И мы, общаясь с коллегами в районах, всегда говорим, что им необходимо подумать над своей фишкой.
Алексей БУРЬЯК, режиссёр-постановщик «Княжьей братчины», предложил в следующем году пригласить на фестиваль реконструкторов делегации из каждого района. Евгений Родионов поддержал идею.
По мнению Бурьяка, залог успеха его фестиваля — живое, искреннее общение с участниками и зрителями, которое помогает понять, в каком направлении развиваться. Как результат — число реконструкторов выросло в три раза, число торговцев — почти в четыре.
Так, в этом году гостей «Княжьей братчины» ждала новинка: приобрести билеты можно и в Интернете. Организаторы позаботились об адаптивной верстке www.bratchina.ru для разных мобильных устройств. И это не мёртвая интернет-страница. Здесь можно послушать композиции фолк-групп, которые приедут в Руссу, оставить сообщение организаторам.
Инициаторы исторического фестиваля явно знают: важно не «что» — важно «как». И проявляют внимание к деталям. У форума, например, есть свой слоган: «Мир утраченных сказаний оживает наяву». Учитывая, что фестиваль — это продукт, который надо продать, логично, что его устроители используют рекламные технологии.
Даже перед входом в областную филармонию, где прошла пресс-конференция, посвященная «Братчине», журналисты увидели выступление клуба средневекового народного танца «Кельтика», а во время пресс-конференции слышали ненавязчивые, нежные переборы на гуслях в исполнении Антона Скальдова.
После такого отпадает всякая охота к каверзным вопросам, а самое главное — очень хочется увидеть продолжение.
Фото с сайта www.bratchina.ru