Суббота, 03 августа 2024

Редакция

Большой экран

Эти документы не так наглядны, как фильмы, но тоже впечатляют

В областном центре открылась выставка об истории кино

В областной библиотеке открылась выставка с призывным анонсом. Её название — с лёгким оттенком произвести впечатление, но суть экспозиции раскрывает: «Нечто особенное! Спешите видеть...: из истории кинопроката в Новгородской области».

На стеллажах выставки — книги, сборники статей, публикации из газет и журналов, открытки; в висящих на стене рамках за стеклом — копии документов из фондов Государственного архива Новгородской области (ГАНО), рассказывающие, как строились кинотеатры, создавались кинопередвижки. Письменные документы лишены яркости современных буклетов. Но именно поэтому в них улавливается образ эпохи.

Вся коллекция в какой-то мере даёт представление о том, чем «является кино», вернее, каким оно было с 20-х до 90-х годов прошлого столетия. Для куратора выставки, заведующей отделом использования документов ГАНО Екатерины МИХАЙЛОВОЙ, это возможность пробудить интерес исследователей к теме кинофикации в нашем регионе. Надо сказать, не так уж и много об этом написано.

— 20—30-е годы — это период становления киносети в стране, и на территории области — существовали списки разрешённых для показа фильмов. Причём одни — для городов, а другие — для деревень и сёл, — рассказывает архивист. — Но если в 20-е годы демонстрировались в основном мелодрамы, боевики, как правило, они были зарубежного производства, то в 30-е годы, когда государство определилось, что и как надо снимать и поставлять зрителю, фильмы приобрели явную идеологическую направленность.

Нёс идеологию в массы скромный труженик кинематографа — киномеханик. Совсем неверно считать, что киномеханик — профессия мужская. Плёнку в кинопроектор умело заправляли и женские руки.

Если в первые послевоенные годы остро ощущался недостаток этих специалистов, то в 1950-е в профессию пришли выпускники Ленинградской школы киномехаников. После учебы их назначали на передвижные киноустановки, с которыми они колесили по всей области и показывали фильмы в немногочисленных сохранившихся клубах, чаще — в сельсоветах и избах-читальнях. К слову, между киномеханиками тоже устраивались социалистические соревнования. Особо отличившиеся получали за добросовестный труд награды и почетные звания: «Шеф-киномеханик», «Отличник кинематографии» и даже «Заслуженный работник культуры».

В общем-то, подробно об этом можно узнать из документов, представленных в библиотеке. Но я ещё советую познакомиться с материалами, размещёнными на её сайте. В разделе «Виртуальные выставки» находится то, что не удалось разместить в рамках реальной. Меня вот привлекли отсканированные статьи новгородских газет о кино и обо всём, что с ним связано. Некоторые из них были напечатаны 30, 50 и даже почти 60 лет назад. Уже с другим настроением и восприятием начинаешь вчитываться в их текст.

Обнаружила публикацию в «Новгородской правде» Эдуарда Раненко, известного новгородского документалиста: «Мы заигрываем с какими-то «металлистами», составляющими малую часть молодёжи, в то время как бОльшая остаётся безо всякого внимания. Как нет лекарств от всех болезней, так не может быть одного, пусть даже громадного, мероприятия, которое бы заполнило свободное время тысяч юношей и девушек...

Кинолюбительство — один из многих видов творческой деятельности молодёжи. Это не пассивное потребительство, как посещение видеотек. Эта деятельность требует отдачи и физической, и духовной энергии, но она может сторицей и вернуть её — это когда зрители оценят твою работу». Обращался к молодёжи мастер в 1987 году, когда в Новгороде действовала киностудия «Время», а в Окуловке и Старой Руссе снимали документальные фильмы. Как же давно это было...

Фото Анны Мельниковой