Новгородский центр современного искусства готов ударить креативом по стереотипам
9 сентября в НЦСИ стартует творческий сезон. О планах, проблемах и достижениях рассуждает руководитель центра Сергей ПУХАЧЁВ.
— Сергей Борисович, перед входом в здание идут ремонтные работы. Так совпало, или мостовую по вашему заказу делают?
— Она там и была — семь лет назад мостили. Но спустя буквально полгода вся пошла волнами, стала проваливаться и проседать. А подрядчика след еще раньше простыл. В общем, площадка имелась, но пользоваться ею было практически невозможно. И вот нынче наконец получим нормальную, ну я на это надеюсь, зону под наши арт-эксперименты. Каковые уже имеются. Так, например, к открытию нового сезона установим на улице еще одну скамейку. Прохожие и гости центра «Диалог» уже имеют возможность посидеть рядом с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем. А теперь появится еще одна — тоже с изображением известных художников.
На самом деле все уличное пространство близ ЦСИ год от года меняется. Заменили у двери решетку, об которую люди обувь отряхивают, — вместо привычных металлических прутьев теперь публике мы предлагаем топтать «невежество», «скуку», «косность» — именно из этих слов и состоит решетка.
— Как говорят работники учреждений культуры, новгородцы тяжелы на подъем и часто не хотят менять телевизор на поход на выставку или в театр.
— К сожалению, многие, несмотря на то, что в Великом Новгороде масса культурно-познавательных мероприятий проводится, придерживаются правила «Три Т»: тапочки, тахта, телевизор. Да, на открытии выставок публика есть. А вот в течение всего периода работы экспозиций зрителей не так много, как хотелось бы. Но я не устаю себе повторять: публика — не дура. Если не идет в Центр, значит мы — организаторы — недоработали, не прорекламировали так, чтобы людям захотелось вечер провести в компании художественных работ.
— Так в чем же недорабатываете?
— Не достает креативных идей. Хотя этого не хватает и крупнейшим музеям и галереям нашей страны. В отпуске путешествовал по странам Бенилюкса. Так вот там в некоторых музеях у полотен стоят увеличительные приборы, позволяющие детально разглядывать мазки художников, то, как подобрано цветовое сочетание. Нам чаще всего экскурсоводы рассказывают о сюжете, об изображенных на картинах людях. Но ведь о мастерстве художника говорит то, как он писал.
Вот мы все ломаем головы, как обеспечить нескончаемый поток посетителей. К слову, площадка у ЦСИ, которая регулярно пополняется новыми арт-объектами, служит и этой цели тоже. А в Амстердаме, в котором сразу несколько всемирно известных музеев, где выставлены работы Рембрандта, Ван Гога, вышли из положения одновременно простым и оригинальным способом — небольшую площадь у одного из учреждений культуры подвели под навес и поставили... теннисные столы. Сейчас там постоянно тусуется молодежь, и недостатка в публике выставочные залы не испытывают.
— На известные имена, необычные проекты новгородцы идут. Что Центр готовится показать в новом сезоне?
— Хочется сказать, что в последние годы НЦСИ работал на свое имя, репутацию. И приятно, что сейчас все чаще на нас выходят крупные прокатчики выставок и сами предлагают коллекции для экспозиции в Новгороде. Так что теперь мы уже имеем возможность выбирать. Но, меж тем, находимся в постоянном поиске новых имен и проектов.
Сезон, 9 сентября, откроется выставками Михаила Ющенко, студии Александра Милосердова «Нога», фотографий о Соловках, работ студентов и преподавателей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица.
А вообще, всё по месяцам расписано уже до весны. Из крупных проектов хочется отметить запланированную на октябрь экспозицию «Парфюмер», кураторами который являются столичный Арт-Центр «На Стрелке», Гильдия Парфюмеров России и Арт-Центр в Перинных рядах. «Парфюмер» — это сочетание фотографий жанра «ню» и специально созданных ароматов, помогающих понять идею работ. В декабре, надеюсь, мы пригласим зрителей на выставку графики Гюстава Доре.
— А будет в этом сезоне работать «Скворешня»?
— Обязательно. Лично я готовлю лекции из цикла «Русское искусство. Pro et contra». На первую «Петр I. Открытый перелом» из них приглашаю 17 сентября. Затем будут: «Век веселых Елисавет. Бабье царство», «Екатерина Великая и маскарад Просвещения», «Романтизм, ампир или бидермайер?».
За последнее десятилетие россияне освободились от единого — по школьному учебнику — восприятия истории, мы имеем возможность знакомиться с разными версиями и трактовками минувших событий. Чего, к сожалению, не произошло с историей искусств. Сейчас, как и в советский период, нам рассказывают об одних и тех же художниках, архитекторах, скульпторах... И исключительно с одной позиции. А лекторам нашего клуба, например, интересно, как в царской России развивался художественный рынок. Общеизвестно, что Василий Перов в 1877 году вышел из Товарищества передвижников. А почему он это сделал? Когда общество создавалось, речь шла о том, что художники будут активно продавать картины. Чего в реальности не произошло. Это и стало причиной ухода Перова из товарищества. Занимает нас и другой вопрос: почему Карл Брюллов не смог свое творчество превратить в удачный коммерческий проект, а Иван Айвазовский — смог?
В общем, хочется с разных сторон подобраться к известным личностям культуры и искусства, встряхнуть стереотипное восприятие публики о художественных стилях, течениях. Чем, собственно, в этом сезоне лекторы «Скворешни» и будут заниматься. И надеемся, мы найдем общий язык с посетителями...
Фото Владимира Малыгина