Воскресенье, 29 декабря 2024

Редакция

Всё по любви

В прокат вышел сборник киноновелл о Петербурге

Есть расхожая фраза: «В Москву переезжают по работе, в Питер — по любви». В кино, видимо, тоже так. Не зря же фильм об официальной столице, который выходит на экраны 13 октября, называется «Москва, я терплю тебя», а стартовавший в прокате фильм о столице северной — «Петербург. Только по любви».

«Петербург» нынешним летом открывал XXVII фестиваль «Кинотавр». Примечателен фильм не только тем, что целиком посвящен одному городу, но и форматом. Это семь новелл, связанных между собой лишь местом действия. Причем все семь сняты режиссерами-женщинами. В их числе — и узнаваемая Рената Литвинова, и начинающая Аксинья Гог, и Анна Пармас, которая в числе прочего снимала клипы группы «Ленинград». Кстати, видео на песню «В Питере — пить» — ее работа.

Петербурга на экране очень много. То и дело мелькают Эрмитаж, Аничков мост, Невский... Туристы фотографируются с актером в костюме Петра I, местные прогуливаются вдоль рек и каналов. И непременно идет дождь или снег. Режиссеры как будто задались целью собрать все клише, связанные с городом. Доказать, что питерская погода не уступает лондонской...

Увы, как действие не выходит за пределы исторического центра, так и режиссеры — за пределы распространенных стереотипов о Петербурге. Фильм не расширяет наши представления о городе, но лишь подчеркивает черты, которые в народном сознании давно ему присвоены.

Пожалуй, сделать картинку более объемной получилось только у Натальи Кудряшовой. Ее метры — о том, как замотанная женщина-экскурсовод выгуливает группу иностранцев, в сотый раз повторяя один и тот же набор фактов о Петербурге. Лишь вмешательство одного из туристов помогает ей по-новому взглянуть на давно известную историю создания скульптур, украшающих Аничков мост, и опять влюбиться в город.

Показать любовь в ее проявлениях у авторов получилось куда лучше, чем показать Петербург. Причем романтическая история тут только одна. Остальные — о любви к своему ребенку, к собаке, к эффектным жестам, к творчеству Бродского... Интересно, что все женщины, снимавшие новеллы, главными героинями сделали тоже женщин. Однако эпизодически мелькающие мужчины запоминаются едва ли не больше. Михаил Боярский в роли доморощенного шамана и Никита Смольянинов, который играет панка с привычкой постоянно делать селфи, — самые удачные образы.

В целом картина получилась неоднородной. Но это беда практически любого сборника: какие-то части всегда будут выглядеть сильнее прочих, какие-то — слабее.

Фото из открытых источников