Четверг, 16 января 2025

Редакция

Синема в фотоателье

Один из первых синематографов Новгорода назывался «Модерн», хотя был очень скромен на вид (на фото справа)

Каким было в Новгороде кино без попкорна

На прошлой неделе в читальном зале Новгородской областной универсальной научной библиотеки прошла дискуссия в формате круглого стола по теме «Кино как отражение эпохи: новгородские страницы». Мероприятие собрало архивистов, библиотекарей, краеведов, музейщиков, журналистов. В общем, всех, кто интересуется кино не по-детски. Тем более что предложенная тема столь же глобальна, сколь и мало изучена.

Синема, синема, от тебя мы без ума

Вот и, казалось бы, простой вопрос о дате появления кино в Новгородской губернии остается открытым. Самое раннее из зафиксированных упоминание о синематографе присутствует в газете «Волховский листок» от 1904 года: «От 7-го ноября по 6-е декабря каждое воскресенье и среду в специально устроенном помещении будет демонстрироваться синематограф». Приглашали новгородцев в фотоателье Краснова на Знаменскую (ныне Ильина) улицу. Обратил внимание на эту публикацию научный сотрудник НГОМЗ, создатель Музея домашнего кино Валерий РУБЦОВ.

— Вход в синематограф стоил 22 копейки, причём благотворительный сбор составлял 2 копейки, — рассказал он. — Сохранилась фотография Новгорода начала ХХ века. На ней прекрасно видно, что на торговой площади Ярославова дворища стоят два дощатых строения, где располагался синематограф. Позже на этом месте появится кинотеатр «Модерн».

А чуть ранее на Софийской стороне был открыт кинотеатр купца Садовникова «Синхрофон». Примечательна его история тем, что городская управа долгое время не давала разрешения на строительство. Так, по словам заведующей отделом Государственного архива Новгородской области Екатерины МИХАЙЛОВОЙ, прошение купца игнорировалось под тем предлогом, что здание под общественные нужды не может быть деревянным, а именно таким предполагался кинотеатр. Думцы настаивали на каменном строении. И Садовников каменное здание построил, даже оборудовал отдельной электростанцией. Разрешение на открытие «Синхрофона» было получено в 1910 году.

Из всех искусств...

Надо сказать, что посещение первых синематографов, просмотр движущихся картинок публикой воспринимались как аттракцион. Первые художественные картины были сняты в жанре мелодрамы, носили преимущественно сентиментальный характер. Совершенно иное предназначение в кино увидела советская власть.

Агитация и пропаганда быстро подмяли под себя документальную хронику и художественные фильмы. Как это происходило, например, в Новгороде советском, пояснил сотрудник Государственного архива новейшей истории Новгородской области Валерий КОЛОТУШКИН:

— На одном из партийных совещаний фотограф-художник Павлович весьма красноречиво выступил, как кино можно использовать для сохранения облика советских вождей: «Представьте себе портрет вождя революции — он смотрит на вас с экрана, говорит вам свои великие слова-заповеди, вы его видите, как он есть, и подумайте, что когда его не станет, то на экране по-прежнему будет жить и говорить он, такой же, как и при жизни, как раньше». Любопытно, что говорил он это в 1922 году, ещё при жизни Ленина.

Незаметно участники круглого стола переключились с истории кинофикации на кинематографическое прошлое Новгорода. Самые яркие его моменты связаны с работой Новгородского корпункта Ленинградской студии кинохроники. Его организовали в 50-х годах, штат состоял из трёх человек: оператора, он же был начальником корпункта, осветителя и шофёра. Съёмочная группа искала сюжеты в Новгородской и Псковской областях для киножурнала «Наш край». По большому счету, они составляли кинолетопись Новгородчины.

Там, где София

Просуществовал корпункт до 1993 года. За это время было выпущено более 400 сюжетов. В новгородском архиве сохранилось обращение последнего начальника корпункта, известного новгородского документалиста Эдуарда Раненко к председателю Новгородского областного Совета народных депутатов Николаю Гражданкину:

«Будет обидно и непростительно, если мы не оставим для истории кинодокументы о нынешнем непростом времени и прервём связь времён. Кинолетопись видеолетописью не заменить. Магнитная запись не выдерживает испытания временем. А на коробках с негативом киножурнала стоит гриф — «Хранить вечно».

Раненко снял более 20 документальных фильмов, среди которых — «Комендант долины смерти», «Ночь разведённых мостов». Его картина «Где София, тут и Новгород» стала визитной карточкой уже Великого Новгорода. 35 лет назад этот фильм проходил защиту в Госкино и не был принят. Об этом и рассказал тогдашний директор студии, фотожурналист Александр КОЧЕВНИК.

— Фильм раздолбали. Прозвучала реплика: как вы можете ставить в зависимость судьбу советского города от голубя? Композитор Тихон Хренников высказал претензию, почему использована музыка из зарубежного детектива «Крёстный отец», а не советских композиторов. Даже спрашивали издевательски: вы разве не знаете, где находится София, имея в виду столицу Болгарии? Фильм, который имелся в единственном экземпляре, отправили в Госфильмофонд. И я предложил Эдуарду Васильевичу: «Давай я попробую фильм умыкнуть». Приезжаю туда, представляюсь и говорю, что лента срочно нужна в Госкино. Человек, который мне её отдал, лишь пожал плечами. Так я фильм изъял. И, может быть, спас...

За 10 киноминут Эдуард Раненко сумел рассказать удивительную историю Новгорода, который на начало 80-х посещало не менее миллиона человек в год. И никакой при этом пропаганды с агитацией. Кадры с ликами святых чередуются с кадрами лиц обыкновенных новгородцев.

Уже под конец круглого стола его участники сошлись во мнении, что у кино прошлого, что на плёнке, совершенно другой вид и даже дыхание, чем у современного кино на цифре. Не исключено, что его очарование в том, что раньше считалось браком — пляшущие царапины, мелькание крохотных пятен, скачки в действии.

Пиксели исключают непредсказуемость. Но разве не она характеризует реальную жизнь?

Фото из собрания НГОМЗ