Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

У разъезда Дубосеково

На экраны области вышел фильм «28 панфиловцев»

Режиссер блокбастера (бюджет — 70 млн. рублей) Андрей Шальопа заявил еще 28 ноября 2013 года, в самом начале съемок: «Сюжет будет без зверей-политруков, уголовников и черенков от лопат вместо оружия. Это — классическая героика. История о подвиге. Смысл таких историй в том, чтобы воспитать новых героев».

Но был ли подвиг? Этот вопрос вновь встал на повестку дня...

В начале июля 2015 года на сайте Государственного архива России был опубликован скан справки-доклада от 10 мая 1948 года, подготовленной главным военным прокурором Верховного Совета СССР генерал-лейтенантом Николаем Афанасьевым, о так называемом подвиге 28 панфиловцев. Этот текст* цитировался и прежде в различных публикациях, однако факсимильных копий никто не видел.

В справке-докладе говорится, что известная история о подвиге 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова, которые якобы ценой своих жизней остановили немецкие танки в бою под Москвой 16 ноября 1941 года, не соответствует действительности и является вымыслом сотрудников газеты «Красная звезда». Но вместе с тем отмечаются показания командира стрелкового полка Ильи Капрова, что «в этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах».

Председатель Нелидовского сельсовета Смирнова: «Бой панфиловской дивизии у нашего села Нелидово и разъезда Дубосеково был 16 ноября 1941 г. Во время этого боя все наши жители, и я тоже в том числе, прятались в убежищах... В район нашего села и разъезда Дубосеково немцы зашли 16 ноября 1941 года и отбиты были частями Советской Армии 20 декабря 1941г.».

То есть говорить, что ничего не было у знаменитого теперь разъезда, нельзя. Был жестокий и кровопролитный бой. А вот 28 Героев Советского Союза — это инициатива газетчиков-пропагандистов, которые навязали свою «духоподъемную» идею командиру полка Капрову. Причем тот не мог назвать фамилий героев и не назвал. Зато его сговорчивые помощники взяли 28 фамилий «из какой-то ведомости или списка», как показал литературный секретарь «Красной Звезды» Александр Кривицкий, когда дело дошло до допросов.

Правда, много позже (в 1970 году) он объяснял свою откровенность так: «Мне было сказано, что если не скажу, что описание боя у Дубосеково полностью выдумал я и что ни с кем из тяжелораненых или оставшихся в живых панфиловцев перед публикацией статьи не разговаривал, то в скором времени окажусь на Печоре или Колыме. В такой обстановке мне пришлось сказать, что бой у Дубосеково — мой литературный вымысел».

Ну, «гибкость» Кривицкого достойна поговорки. Например, про роман «Жизнь и судьба» он дал такой отзыв на расширенном заседании редколлегии журнала «Знамя» 19 декабря 1960 года: «Доктор Живаго» — просто вонючая фитюлька рядом с тем вредоносным действием, которое произвел бы роман В. Гроссмана». Обсуждалась возможность публикации романа.

Пикантности истории о 28 панфиловцах придает то обстоятельство, что посмертно представленный к званию Героя Иван Добробабин не только не погиб у Дубосекова, но сдался в плен и служил с 1942 года начальником полиции в селе Перекоп Валковского района Харьковской области. «В марте 1943 года при освобождении этого района от немцев Добробабин как изменник был арестован советскими органами, — говорится в справке-докладе Афанасьева, — но из-под стражи бежал, вновь перешёл к немцам и опять устроился на работу в немецкой полиции, продолжая активную предательскую деятельность, аресты советских граждан и непосредственное осуществление принудительной отправки рабочей силы в Германию».

Однако, на наш взгляд, предательство одного бойца, вранье журналистов, соглашательство командиров (на награждение непричастных) не отменяют того, что бой был и героизм был. Война породила много мифов и лжи. В том числе — из лучших побуждений: чтобы воодушевить воевавших в тяжелейших условиях красноармейцев.

Сегодня просто рассуждать на тему «Не велика ли цена этому мифу?». А в ноябре 1941 года обстоятельства были совсем иные...

Книги о панфиловцах:

Александр Кривицкий. «Не забуду вовек», 1964. Мемуары, в которых автор продолжает доказывать, что он врал особистам, когда признавался, что выдумал в своих статьях о панфиловцах всё вплоть до крылатой фразы «Велика Россия, а отступать некуда — за нами Москва».

Георгий Куманёв. «Проблемы военной истории Отечества (1938—1945)», 2007. Документированный рассказ о событиях 16 ноября 1941 года.

Леонид Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!», 1944. Александр Бек. «Волоколамское шоссе», 1945 (и еще 26 изданий). Художественные произведения о героизме 28 панфиловцев.

Фото из открытых источников