Суббота, 03 августа 2024

Редакция

София, дочь Фомы

Кадр из фильма «София»

Российский кинематограф пишет свою историю великой страны

На прошлой неделе на телеканале «Россия» состоялась премьера восьмисерийного фильма «София» о византийской принцессе Софии (Зое) Палеолог, жене князя Ивана III, бабушке Ивана Грозного. Картина — об эпохе правления Ивана Великого, объединившего большую часть русских княжеств. За многими его решениями, если верить фильму, стояла София.

Для отечественного телевидения эта картина заранее преподносилась как Событие. Масштабные съемки за рубежом и в России, в том числе, кстати, в Великом Новгороде (музей деревянного зодчества «Витославлицы»), известные актеры — Евгений Цыганов (в главной роли), Борис Невзоров, Александр Балуев; исторические костюмы, которые хочется рассматривать и рассматривать, массовые батальные сцены...
Зрительское сообщество встретило фильм по-разному. Кто-то отказался смотреть уже в самом начале, не дожидаясь развития сюжета: какие-то, мол, герои чистенькие, нет атмосферы средневекового быта. Кто-то усомнился в историческом соответствии, кто-то посчитал, что картина превратилась в мелодраму...

Новгородский историк, заместитель генерального директора НГОМЗ по археологическим исследованиям Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, комментируя премьеру, был несколько озабочен:

— Иван III во многом был прогрессивным правителем. Были сняты барьеры для развития экономики — отменены пошлины, Новгород вошел в состав Московского княжества, открылись пути для московских купцов. Но такие фигуры, как Иван III, Иван IV, — олицетворение идеи, что во главе государства должен стоять сильный человек, фактически диктатор. Сейчас не то время, чтобы проталкивать таких персонажей.

Не время? Проталкивать? В День народного единства, 4 ноября, на Боровицкой площади в Московском Кремле установили памятник Владимиру Святителю. До сих пор не утихают споры по поводу появившегося в Орле памятника Ивану Грозному. Несколько недель назад в Новгородской областной библиотеке прошел круглый стол, на котором главным вопросом было отсутствие фигуры Грозного на памятнике «Тысячелетие России».

Кстати, фонд «Общественное мнение» в начале ноября обнародовал результаты опроса, в котором предложил респондентам ответить на вопрос: «Какие мысли, чувства, ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя Иван Грозный?». Для четверти опрошенных Иван Васильевич — «царь, правитель», для 18% — деспот и тиран, для 15% — защитник, объединитель России. 1% не отказались бы от такого правителя и сейчас. Но больше всего — 19% — затруднились с ответом.

— Если почва под ногами становится зыбкой, в экономике нет стабильности, в обществе звучит критика по поводу того, что Россия вновь не может определиться — с Западом она или с Востоком, начинаются поиски национальной идеи, — комментирует всплеск интереса к отечественной истории Трояновский. — Александр II, начав реформы отмены крепостного права, судебную, земскую, поставил в Новгороде памятник «Тысячелетие России». И обозначил трех китов, на которых стоит Россия, — православие, самодержавность и народность. И в современной России на стыке тысячелетий велись разговоры о поиске национальной идеи. Теперь мы противостоим западной толерантности.

По словам Трояновского, на днях он едет в Петербург, где в основанном Анатолием Собчаком Европейском университете пройдет семинар по близкой к фильму «София» теме. Американский исследователь Энтони Калделлис выпустил «хулиганскую» монографию, в которой доказывает, что Византия, наследницей которой считают Россию, была не империей, а римской республикой*.

— И кто мы — Русь, принявшая византийщину? Или пока не поняли, что такое византийское наследство? — спрашивает Трояновский. — «София» должна была раскрыть нам глаза на то, чем была Византия на момент падения Османской империи. Но ушла в кремлёвские подвалы, в их темные глубины. Все тонкости и нюансы исчезли или искажены.

Кстати, 29 декабря на большие экраны выходит историческая сага Андрея Кравчука «Викинг» о приходе к власти князя новгородского и киевского Владимира Святославича. Что ждет зрителей — экшн в духе «Игры престолов» или попытка понять историю страны? Посмотрим.

___________________________________________________________
*Как известно, римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи Константинополь, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя «ромеями», то есть римлянами, а свою страну «Ромейской империей». Во главе ее с 395 года на протяжении десяти веков стояли императоры (более 20 династий), но никак не президенты или парламенты. Играть на том, что в периоды борьбы за власть проявлялись некие республиканские признаки псевдонародовластия, можно для эпатажа. Византия — это классическая монархия.