Суббота, 03 августа 2024

Редакция

Оп-па сразу!

В Хвойной проверили, любят ли дети петь частушки

Частушка — явление единственное в своём роде, существует только в России. Нет её аналогов нигде в мире. Всего-то четыре рифмованные строки, а в них — целая история, сюжет из жизни. Часто сами по себе невеселые, зато оформленные в шутливую форму. Ассоциации, намёки, умолчания, но нам, даже тем, кто не в народной теме, понятно, о чём речь. Между тем часто ли мы их сами поём? Архаика. Уже привыкли относить частушку к чему-то второстепенному, сомнительному и неприличному. Тьфу! Деревня!

С подобной постановкой вопроса не согласен руководитель фольклорно-этнографического ансамбля из Хвойной Андрей СТАРОВЕРОВ. Участники коллектива объездили почти весь район в поисках практически утраченных хвойнинских песен, плясок, частушек. Последних собрано, кстати, более двух сотен. Например, диалектное слово «свояне», ставшее названием ансамбля, было услышано в частушках-коротушках, спетых жителями одной хвойнинской деревни. Значит оно подружки-соперницы.

Так вот, Староверов не упускает возможности пропагандировать коротенькие бойкие песенки. «Свояне» приняли участие в конкурсе частушек, посвящённых Всероссийской сельскохозяйственной переписи. А недавно он сам организовал в посёлке конкурс детского исполнения частушек. Рассчитывал, что в нём примут участие все сельские школы районы, а отозвались на его предложение только две. Сохранение аутентичных традиций наталкивается порой на весьма прозаические проблемы.

— Жюри конкурса было готово само провести отборочный тур по деревням, чтобы выбрать лучших исполнителей. А уже на финал в Хвойную педагоги должны были привезти детей. Но, видимо, из-за расходов на бензин решили не принимать участия в частушечном состязании, — рассказал он. — Хотелось организовать конкурс, чтобы получился праздник. Оценивались исполнение, костюм и манера двигаться. Удачными номерами признавались те, где чувствовалось, что ребёнка трогает частушка.

Какие частушки выбрали дети? Тексты одних нашли в Интернете, другие слышали от бабушек, какие-то сочинили сами. Небольшие сложности с темами, конечно, возникли, поскольку частушки пелись девицами и парнями на посиделках, а там озорство случалось: пели обо всём и не стеснялись. Хвойнинские школьники в основном речитативили о дружбе и учёбе.

— Старшее поколение росло с частушками. Детьми они слышали их сотни раз от взрослых, и особенно учить их этому жанру не требовалось. Методика, в общем-то, в частушках и раскрывалась: «Дорогая моя подруга, не сбивайся на кругу. Будет стыдно и обидно ухажёру твоему». А современные люди из этой культуры выпали. Теперь учатся, как учиться в школе, изучают основы, словно дважды два четыре. И это довольно неестественно. Народная культура жива тогда, когда она в самом народе, а не в том, что есть народные ансамбли, — поделился своими размышлениями фольклорист.

И всё же у частушек есть любопытная особенность. По словам Староверова, в них обнаруживается общая основа. На фестивалях регионы начинают сразу отстаивать, что какая-то конкретная частушка родилась именно на их территории. Но Андрей Рэмович уверен, что 80% частушечного репертуара — это хвойнинский фольклор. И разубедить его никто не сможет.

Ему самому симпатичны мужицкие частушки под драку:

Оп-па сразу
врезали по глазу!
А угадали по плечу,
я стою и хохочу!

И под лирическое настроение:

Эх, лапти мои,
да лапоточки мои,
две сопливые плясали.
Это дочки мои!

Для него частушки — своего рода психологический способ снять конфликтную или стрессовую ситуацию. Выговоришься прилюдно, и вроде бы легче становится.

В следующем году Староверов намерен провести районный конкурс исполнения частушек, а если найдёт единомышленников ещё и в других районах области, то можно попробовать и региональный.

Фото из архива ансамбля «Свояне»