Реставраторы фресок церкви Благовещения на Рюриковом городище претендуют на премию The Art Newspaper Russia
На прошлой неделе стало известно, что фрески церкви Благовещения (1103) на Рюриковом городище вошли в число номинантов премии The Art Newspaper Russia. Так называется интернациональное издание, посвященное искусству. Газета издается на английском, русском, французском, итальянском, греческом и китайском языках.
Фрески благовещенского храма обнаруженны археологами во время раскопок на Рюриковом городище этим летом. Примечательно, что речь идет о росписи, считавшейся навсегда утраченной. А ее не только нашли, но и спасли специалисты Центра реставрации монументальной живописи.
Новгородские художники-реставраторы справились со сложнейшей миссией. Им достались сотни битых фрагментов, которые они бережно извлекли из завалов, удалили с них загрязнения и некоторые склеили. Сейчас специалисты пытаются собрать воедино наиболее эффектные участки древней росписи. Среди самых ярких пока фрагменты крыла и одежд архангела.
За это фрески и их спасители и включены в номинацию «Реставрация года», в которой участвуют ещё четыре отреставрированных объекта. Это — арсенал в Царском Селе (XIX век), полотно Рогера ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» (XV век) из собрания Эрмитажа, настенная живопись в доме Стройбюро (1930—1931) в Королёве и фрески Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (XII век) в Полоцке (Белоруссия).
В число финалистов войдут не один, а трое номинантов. Жюри премии определит их в январе. Победителей пригласят на торжественную церемонию в Москву, куда съедутся главные герои российского мира искусства и кое-кто из селебрити отечественного шоу-бизнеса. Например, среди участников заявлен телеведущий Андрей Малахов.
Победителям вручат главный приз — весьма необычную статуэтку в виде скрещённых Спасской башни Московского Кремля и лондонского Биг-Бена. Она символизирует «синхронизацию России с мировым художественным процессом». Изготовил артефакт столичный скульптор Сергей Шеховцов, у которого есть соответствующий творческий псевдоним — Поролон. В работе он использует этот не самый стойкий материал (башни — тоже из поролона).
Всё это могло бы показаться фейком, если б среди приглашенных не было, например, вице-премьера Ольги Голодец, министра культуры Владимира Мединского и целой плеяды руководителей крупнейших российских и иностранных музеев и центров современного искусства.
Правда, что дает премия, кроме поездки в столицу, мягкой статуэтки и официально выраженного признания, не очень понятно. Хотя если о номинантах просто напишут в очередном номере издания — уже неплохо, учитывая территорию распространения. По некоторым данным, в Китае газета расходится миллионным тиражом.
Для Новгородского музея-заповедника и Тамары Анисимовой, заведующей Центром реставрации монументальной живописи, сообщение о том, что их труд заметили и оценили в московской редакции, явилось приятной новостью.
Кто войдет в число трёх победителей? Конкуренты у новгородских фресок — сильные. Впрочем, если не попадем в тройку, менее уникальной роспись не станет. Уже само появление благовещенских фресок на выставке и в музейной экспозиции станет событием, значение которого будет понятно только специалистам.
Как заметила Тамара Анисимова, если хорошо сохранившуюся роспись Спасо-Преображенской церкви из Белоруссии ценители древностей уже изучили, фрески разобранного благовещенского храма с XIV века, когда храм перестраивали, никто не видел. Спустя почти семь веков они вновь станут достоянием мирового искусства.
Фото с сайта scientificrussia.ru