Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Сквозь тьму веков

Фрески благовещенского храма считались утраченными

Реставраторы фресок церкви Благовещения на Рюриковом городище претендуют на премию The Art Newspaper Russia

На прошлой неделе стало известно, что фрески церкви Благовещения (1103) на Рюриковом городище вошли в число номинантов премии The Art Newspaper Russia. Так называется интернациональное издание, посвященное искусству. Газета издается на английском, русском, французском, итальянском, греческом и китайском языках.

Фрески благовещенского храма обнаруженны археологами во время раскопок на Рюриковом городище этим летом. Примечательно, что речь идет о росписи, считавшейся навсегда утраченной. А ее не только нашли, но и спасли специалисты Центра реставрации монументальной живописи.

Новгородские художники-реставраторы справились со сложнейшей миссией. Им достались сотни битых фрагментов, которые они бережно извлекли из завалов, удалили с них загрязнения и некоторые склеили. Сейчас специалисты пытаются собрать воедино наиболее эффектные участки древней росписи. Среди самых ярких пока фрагменты крыла и одежд архангела.

За это фрески и их спасители и включены в номинацию «Реставрация года», в которой участвуют ещё четыре отреставрированных объекта. Это — арсенал в Царском Селе (XIX век), полотно Рогера ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» (XV век) из собрания Эрмитажа, настенная живопись в доме Стройбюро (1930—1931) в Королёве и фрески Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (XII век) в Полоцке (Белоруссия).

В число финалистов войдут не один, а трое номинантов. Жюри премии определит их в январе. Победителей пригласят на торжественную церемонию в Москву, куда съедутся главные герои российского мира искусства и кое-кто из селебрити отечественного шоу-бизнеса. Например, среди участников заявлен телеведущий Андрей Малахов.

Победителям вручат главный приз — весьма необычную статуэтку в виде скрещённых Спасской башни Московского Кремля и лондонского Биг-Бена. Она символизирует «синхронизацию России с мировым художественным процессом». Изготовил артефакт столичный скульптор Сергей Шеховцов, у которого есть соответствующий творческий псевдоним — Поролон. В работе он использует этот не самый стойкий материал (башни — тоже из поролона).

Всё это могло бы показаться фейком, если б среди приглашенных не было, например, вице-премьера Ольги Голодец, министра культуры Владимира Мединского и целой плеяды руководителей крупнейших российских и иностранных музеев и центров современного искусства.

Правда, что дает премия, кроме поездки в столицу, мягкой статуэтки и официально выраженного признания, не очень понятно. Хотя если о номинантах просто напишут в очередном номере издания — уже неплохо, учитывая территорию распространения. По некоторым данным, в Китае газета расходится миллионным тиражом.

Для Новгородского музея-заповедника и Тамары Анисимовой, заведующей Центром реставрации монументальной живописи, сообщение о том, что их труд заметили и оценили в московской редакции, явилось приятной новостью.

Кто войдет в число трёх победителей? Конкуренты у новгородских фресок — сильные. Впрочем, если не попадем в тройку, менее уникальной роспись не станет. Уже само появление благовещенских фресок на выставке и в музейной экспозиции станет событием, значение которого будет понятно только специалистам.

Как заметила Тамара Анисимова, если хорошо сохранившуюся роспись Спасо-Преображенской церкви из Белоруссии ценители древностей уже изучили, фрески разобранного благовещенского храма с XIV века, когда храм перестраивали, никто не видел. Спустя почти семь веков они вновь станут достоянием мирового искусства.

Фото с сайта scientificrussia.ru