или Чукча — не читатель, чукча — писатель, однако...
Литературными студиями новгородцев не удивишь. А вот обучение по методике Школы творческого сочинительства (ШТС) — в новинку. Суть методики проста как апельсин — писателем можно сделать каждого.
Пока такие «школы» сосредоточены в мегаполисах. К нам иногда приезжают отдельные преподаватели. С антрепризами...
Олег ШВЕЦ (встреча с ним прошла в библиотеке «Читай-город») — представитель московской ШТС, в которой с теми, кто видит себя в литературе, занимаются уже снискавшие славу и известность писатели Майя Кучерская, Денис Драгунский, Марина Степнова, Ирина Лукьянова, Дмитрий Быков, Алексей Варламов, переводчики Виктор Сонькин, Александра Борисенко, критики Александр Гаврилов, Галина Юзефович и многие другие.
— Я закончил Литературный институт, курс которого во многом повторяет программу филфака, то есть мы подробно изучали произведения зарубежных и отечественных авторов, писать же нас практически не учили, — презентовал себя Олег. — Видимо, подразумевалось, что коль студент прошел по конкурсу в данный вуз, значит, априори есть задатки и он сможет самостоятельно найти верное творческое направление. Но ведь у начинающих авторов всегда есть вопросы. Лично я ответы на них нашел в англоязычных изданиях по Creative Writing (CW).
Объяснить по-русски, что включает в себя это понятие, довольно сложно. Специалисты говорят, что в англоязычных странах это составляющая американского и британского среднего и высшего образования. Главная идея: сносно сочинять, благодаря определенным техникам, может любой.
— Сейчас в Москве большой интерес наблюдается к таким школам креативного сочинительства. В среднем курсы длятся два месяца. Я занимаюсь с подростками от 13 лет, — продолжает разговор Олег Швец. — Безусловно, сильный отпечаток на детей накладывает школьная программа. Скажем, когда на первых уроках прошу ребят написать текст на свободную тему, многие пытаются копировать сложную стилистику и язык писателей XVIII–XIX веков. В принципе в этом нет ничего плохого, но моя задача — показать ребятам, как сделать текст интересным, избегая многословных конструкций. При этом в качестве примера привожу лаконичные чеховские описания и ориентирую по количеству слов. Есть технологии, позволяющие лучшим образом прописывать диалоги, имеется перечень лишних слов, которые засоряют текст...
CW не гарантирует, что каждый освоивший ее техники станет великим писателем или поэтом. Но примеры имеются. Чак Паланик («Бойцовский клуб») «выстрелил» именно после таких курсов.
Председатель Новгородского отделения Союза писателей России Светлана ПЕТРОВА-АМБРАСОВСКАЯ согласна, что любого можно научить писать читабельные тексты.
— У меня разработана авторская программа Школы стихосложения для детей от 14 лет. В этом году ее посещают более 20 старшеклассников и студентов. Курс, правда, куда более длительный — 12 месяцев, но ориентированный на применение теории на практике. Идем от простого к сложному: рифма, ритм, стопа, размер, стихоконструкции, художественное содержание...
И к концу занятий, как утверждает, молодые авторы уже могут похвастать приличными по технике исполнения и содержанию стихами.
Справка «НВ»
Творческая биография г-на Швеца очень лаконична: «...родился в 1977 году в Москве, где и сейчас живет. Писать рассказы начал в четыре года, и первый из них назывался «Война и мир», потому что нравилось рисовать перья на гусарских шапках. В 1999-м стал размещать тексты в Интернете. В 2001-м опубликовался в журнале «Юность». В 2008-м окончил литературный институт». Кроме публикаций в Интернете (и однажды в «Юности»), нигде его не печатали. Видно, потому и пошел из учеников (после Литинститута) в учителя. Ничего личного — просто бизнес... На всякий случай — пример творчества Олега Швеца (с его страницы «ВКонтакте»):
Твоя бывшая живёт теперь в запинде*,
в доме, который и летом трудно прогреть.
У нее на пути домой
останавливается дальнобой:
подкидывает то проблем, то денег.
Она завела собаку и огород;
тоже дело.
Из цикла «Стишата и музычка».
Фото из открытых источников