Для юных зрителей в театре должна быть создана необычная атмосфера
Разговор о детском репертуаре главный режиссер Новгородского драматического театра Михаил МАМЕДОВ начал с заявления:
— Академический театр в большей степени ориентирован на взрослую аудиторию. Но это не означает, что детским меньше внимания следует уделять — они не должны быть проходными, второстепенными. Нам необходимо растить своего зрителя — а если не работать для ребятишек, то в будущем у нас не будет публики.
— Михаил Григорьевич, может, есть норматив, определяющий, сколько должно быть детских постановок?
— Нет. Режиссер и труппа определяют пропорцию. Однако безусловным регулятором являются кассовые сборы. Если мы видим, что в зале на спектакле не очень много маленьких зрителей и их родителей, значит, эту историю посмотрели все, кто хотел, и нужно что-то новенькое.
— И какие новинки имеются?
— В октябре состоялась премьера по мотивам повести Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», режиссером которого выступила наша актриса Татьяна Прокопенкова. В настоящее время идут репетиции новогоднего спектакля «Василиса Прекрасная» по мотивам русских народных сказок. И надеюсь, к открытию следующего сезона — осенью 2017-го — мы подготовим еще одно волшебное представление. Склоняюсь к сказке Андерсена «Дикие лебеди».
- То есть упор делаете на классику детской литературы?
— Совершенно верно. Ребят сегодня чем только не завлекают — компьютерными технологиями, квестами, всевозможной литературой современных авторов. Мне же, как режиссеру, не хочется идти на поводу навязанного детям мультивосприятия: не удивишь никого уже тем, что артисты со смартфонами выходят на сцену или на роликах. Вот я и решил нынче к народной сказке обратиться и поставить ее традиционно. Но ни в коем случае не скучно. Остановился на «Василисе Прекрасной», потому как события в этой сказке динамично развиваются — с главной героиней, Кощеем, Медведем, Иваном-стрельцом постоянно что-то необычное происходит.
Но наши сказки рассчитаны на дошколят и учащихся начальной школы. А подросткам нужны другие персонажи и сюжеты. Вынашиваю в планах постановку «Звездного мальчика» Оскара Уайльда и пьесы Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» о слепоглухой девочке.
— Говорите, что вас не привлекают ролики и гаджеты на сцене. Но ведь они часть того, чем живут сегодня тинейджеры...
— Согласен. Но, чтобы делать постановки для старшеклассников и студентов, нужны молодые актеры в труппе. А с этим, вынужден признать, в последние годы проблема: театр приглашает из других городов начинающих артистов, но они не задерживаются в коллективе. И одна из причин — отсутствие служебного жилья.
— Если ли выход из этой ситуации?
— Убежден, что нужно своих артистов готовить. Да, в Новгороде нет актерского курса в университете, но есть областной колледж искусств, в котором изучают театральное творчество. И мы в этом сезоне взяли двух третьекурсников на стажировку. Впереди у них еще выпускной курс, так что есть время для совместного творчества. И, возможно, после получения диплома ребята придут на службу в новгородский театр.