Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Кот, летящий мимо ёлки

Новый взгляд на Новый год

В день открытия выставки «Биполярность» в Музее художественной культуры Новгородской земли накрыли стол. Правда, на нем не было ни оливье, ни салата под шубой, ни — неслыханное дело — даже мандаринов. Гостям подавали инсталляции молодых дизайнеров. Представить публике собственное видение Нового года решились шестеро смелых. Работы эти — часть проекта «Дизайн-платформа».

— Это четвертая большая выставка молодых авторов, — рассказала «НВ» куратор проекта Дарья СОКОЛОВА. — В этот раз решили, что одним из арт-объектов будет накрытый стол. Чтобы впечатление не «разваливалось», решили делать все работы в единой цветовой гамме. Красный цвет традиционно ассоциируется с праздниками.

Почему «Биполярность»? Потому что выставку можно условно поделить на две зоны: «минус» — холодное блестящее небо, деревья в снегу, а «плюс» — тепло домашнего очага. Обошлись без торжественного открытия и пафосных речей. Вместо этого гостям показали небольшое представление. Молодые художники собрались за одним столом, чтобы рассказать, что для них значит Новый год и как они пытались отразить это в своей работе.

— В Новый год все пути ведут домой, — сказала Анна ЧИГИРЬ. — Мне он нравится потому, что в эти дни я вижу любовь во всем: в мамином пироге, в бабушкином варенье. Я хотела бы засахарить эти зимние дни, поставить их на полку, потом иногда доставать и согреваться.

Ее инсталляция — домик и заснеженные елки, каждая накрыта стеклянной банкой. Теперь понятно, почему.

А Лада МАЗУРЕНКО с такой трактовкой праздника не согласна. Для нее новогодняя ночь — это в первую очередь ощущение одиночества, которое возникает, когда гости расходятся. Инсталляцию она сделала соответствующую: пустая тарелка, оплывшие свечи. В общем, можно долго разглядывать работы, гадая, что имел в виду автор, а потом сверить свое восприятие с тем, что написано в афише к выставке — совпадет или нет?

К слову, это не единственная выставка, приуроченная музеем к Новому году. В тех же залах — работы их опытных коллег из Санкт-Петербурга. Выставка с незамысловатым названием «Праздник» — продолжение проекта «Трилогия». Идея его проста: объединить работы троих художников на одну тему, показать, чем они похожи и чем отличаются. В этот раз, что логично, мастера размышляли о встрече Нового года.

— Молодым авторам сложно освоить сразу большой зал, поэтому мы всегда пытаемся найти какие-то точки соприкосновения между именитыми художниками и молодежью, — пояснила Дарья Соколова. — Сейчас нам повезло, потому что питерские художники со своей выставкой были очень рады, что в их залах появится еще одна экспозиция на ту же тему.

Инсталляции и картины мастеров из Северной столицы тоже иной раз заставляют задуматься. Ну, зимние пейзажи, фейерверки, елки — это понятно. А вот задачка посложнее: натюрморт с кофемолкой, граненым стаканом, графином и кукурузным початком. Называется «Пришла зима, отставлен плуг». Вот оно что!

— Человечество любит праздники, — размышляет над темой выставки один из авторов Сергей ВАЩЕНКО. — Думается, что это происходит оттого, что, пусть искусственно, рукотворно, но люди создают некую атмосферу, запускающую в их сознание радостное восприятие мира...

Что ж, остается только пожелать, чтобы в новом году это состояние посещало новгородцев почаще, а все неприятности, наоборот, пролетали мимо. Пробка от шампанского — мимо люстры. Кот — мимо елки. И так далее.

Фото Владимира Малыгина