Воскресенье, 29 декабря 2024

Редакция

Викинг, сын Малуши

Как князь Владимир огнём и мечом прокладывал путь в светлое будущее

Идёт четвертая неделя российского проката фильма «Викинг» (режиссер — Андрей Кравчук). Зритель тоже идет. А потом ругает. Правда, есть голоса и за. Попробуем разобраться...

Дела давно минувших лет

В основе сюжета, что бы ни говорили создатели, — «Повесть временных лет» (XII век). Фильм рассказывает о князе Владимире Святославиче (в исполнении Данилы Козловского) из рода Рюриковичей — крестителе Руси. Понятно, что не все, о чем поведал миру монах Нестор, было на самом деле. Но в киноленте образ Владимира вообще целостностью не отличается: его для нас изображают убийцей и насильником, дикарем, способным на подлости, уважающим лишь власть силы, правда не лишенным ума и хитрости. События нескольких лет его жизни показаны как бесконечные битвы да еще попытки приобщить жителей захваченного им Киева к вере своего отца — великого князя Святослава Игоревича: Владимир воздвиг на капище идола одного из главных богов славянского язычества, который требовал за свою милость человеческих жертв...

Писатель Андрей Мартьянов в статье «Повесть незнамо каких лет» (www.fontanka.ru) отмечает: «Происходящее на экране без закадрового голосового сопровождения с развернутыми комментариями оставалось бы абсолютно непонятным: кто, куда и зачем пошел, что сделал, каковы мотивы. Причем, что особо забавно, закадровый голос принадлежит Свенельду, в реальной истории воеводе и соправителю Святослава Игоревича, отца Владимира, коего неисповедимая воля авторов превратила в «воспитателя» главного героя. Настоящим же воспитателем был Добрыня, брат матери Владимира Малуши, — ничего бы не изменилось от переименования Свенельда в Добрыню. Это в очередной раз показывает уровень подхода режиссера и сценаристов к «достоверности». А достоверности там нет вообще, ни малейшей...».

Но, по словам сценариста Рубанова, он за годы работы над разными историческими сценариями изучил всю литературу, заслуживающую внимания. Целую неделю потратил на скифские залы Эрмитажа: «Я давно занимаюсь историческим кинематографом и, как мне кажется, неплохо знаю предмет. Концептуально и методологически отталкиваюсь, как правило, от работ Льва Гумилёва». Но если тема хорошо изучена, почему же тогда фильм такой корявый вышел? Ответа на этот вопрос его создатели не дают.

Испытание вер

Однако многие зрители отмечают отличную операторскую работу, костюмы, декорации, завораживающие боевые сцены. По мнению обозревателя издания «Газета. ru» Ярослава Забалуева, «Викинг» сделан дорого, умно и по-хорошему люто. «Русская история, как выясняется, годится не только для бесконечных «патриотических блокбастеров», но и для славянского пеплума. Причем речь не идет о реконструкторском угаре, драматургия каждого боя тщательно продумана», — убеждает он зрителей.

Что же касается образа Владимира, некоторые полагают, что к фильму приложила руку РПЦ, и именно поэтому князь вначале преподносится нам как дикарь, варвар. А вот после того как, попав в каменный христианский храм, увидел на стенах мозаичные сцены из жизни Иисуса, о котором до этого слыхом не слыхивал, послушал рассказ священника, испил святой воды — тут и уверовал. И пошел крестить...

Сказать честно, последние сцены, касающиеся церковной темы (вызвали смех в зале. — Прим авт.), вообще никакого отношения к художественному фильму не имеют — чистая пропаганда православия и того пути, которым и повел Владимир Русь.

Но если не отмахиваться от мысли, что священнослужители повлияли на сценарий картины, образ Владимира становится вполне логичным: из дикаря тоже можно сделать человека, из грязи — князя. И в этом случае объяснимо, почему главный герой несет себя по фильму с чувством собственного достоинства и самолюбования. По мнению Забалуева, он вообще не герой, а инструмент, рука судьбы, марионетка провидения, логика которого неисповедима для простых смертных, ее можно только принять.

Равнение на Голливуд

Но как бы там ни было, фильм бьет рекорды по кассовым сборам (сработала долгоиграющая рекламная кампания). По информации Роскино, впервые в истории отечественной киноиндустрии «Викинг» вошел в топ-10 лидеров кассовых сборов мирового кинопроката, собрав к концу третьей недели показа 23,3 млн. долларов (до этого лидером по общим сборам среди российских картин был «Экипаж» Николая Лебедева с 22,8 млн.).

Судя по уже собранной кассе и по тому, что права на фильм купили более 60 стран, коммерческий успех «Викингу» обеспечен. Так, может, и нечего копья ломать по поводу исторической достоверности и актерского мастерства?