В Музее изобразительных искусств открыли проект «1917», посвящённый Октябрьской революции
Для Музея изобразительных искусств год стартовал с открытия сразу двух выставок: живописца Василия СВАРОГА, которому славу и официальное признание принесли его полотна с изображением вождей революции, и Ивана БЕРДНИКОВА, резчика по дереву, нашего современника. На одной представлено около 100 произведений живописи и графики художника сталинской эпохи, на другой — 30 зеркальных композиций мастера из посёлка Пролетарий Новгородского района.
Место в пантеоне
Настоящее имя Василия Сварога — Василий Корочкин. Логично предположить, что художнику, родившемуся в Старой Руссе, имя славянского бога определённо нравилось больше, чем собственная фамилия. Псевдоним закрепился, когда он учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге.
Искусствоведы отмечают, что в советской России его творчество приобретает ярко выраженную политизированную направленность. Он пишет портреты Ленина, Сталина и прочих крупнейших партийных деятелей. Его полотна передают народные торжества и праздничные заседания. Он создавал композиции на индустриальные и колхозные сюжеты в духе «жить стало лучше, жить стало веселее». События, которые могли происходить в реальности, получали у Сварога черты мифа, жизнерадостного и вдохновляющего.
Работы такого масштаба хранятся в центральных музеях, запасниках Министерства культуры. Ничего подобного в собрании новгородского музея не имеется. Это объясняется тем, что в фонды картины живописца попадали из частных коллекций. В нём оказались также работы, которые по завещанию художника были подарены его семьёй родному городу. Кстати, в Великом Новгороде они прежде никогда не экспонировались.
Выставка «В. Сварог. Диктатура времени» задумывалась как попытка продемонстрировать характерную особенность творческой жизни 1920–1940-х годов. С одной стороны — неприкрытый официоз и политическая конъюнктура, а с другой — стремление запечатлеть частную жизнь.
Зазеркалье Бердникова
Зеркала — не картины, но их главное предназначение то же — отражать и передавать. А ещё — смотреть на себя со стороны, желательно — без искажений. В зеркалах Бердникова каждый разглядывающий себя к тому же становится героем сюжета, придуманного художником. Иллюзия достигается за счёт оправы, в которую заключено зеркало. Каждое резное обрамление с маленькими фигурками — какая-то история: о детстве, о театре, об озере Ильмень, о дороге к храму. По признанию Ивана Михайловича, выставка получилась автобиографической с нотками ностальгии.
В начале 2000-х изготовление зеркал ему и его семье просто помогло выжить. Иван Бердников, получивший художественное образование в Абрамцевском художественно-промышленном училище имени В.М. Васнецова, долгое время трудился на фарфоровом заводе «Возрождение»: сначала — художником, потом — скульптором. В конце 90-х занял должность главного художника.
В те годы производство в селе начинает постепенно сворачиваться, работники теряют средства к существованию. После закрытия завода Бердников вернулся сначала к профессии камнереза, которую освоил ещё в юности, а потом увлёкся работой с деревом.
«Однажды мне приснился совершенно необычный сон, в котором я увидел красивое деревенское окно со ставнями, керосиновой лампой на подоконнике, улыбчивые лица бабушек и дедушек. А утром вдруг понял, чем буду заниматься дальше. Ведь это даже не зеркала, а такое небольшое окошечко в другой мир», — вспоминает мастер.
Фото автора