Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Предметных дел мастер

Экспонатам может не хватать эстетики, но мысль нужна обязательно

Многие проходящие у центра «Диалог» обращают внимание на арт-объекты: необычные скамейки, тюбик-великан, из которого вытекает краска, чугунное ядро, якобы летящее в окно. Определенно это мастерские работы. Между тем их автор Михаил ЮЩЕНКО на звание скульптора не претендует, настаивая на том, что это — его хобби. Он и персональную выставку в ЦСИ недавно провел, как говорится, из спортивного интереса — представил публике творения из лопат, граблей, вил, топоров, молотков...

Сейчас Ющенко колдует над еще одной скамейкой. В ее макет он намерен вплести образы человека: думающего, отягощенного властью и... хулигана, способного к разрушению.

— И как, получается?
— Для меня на первом месте — смысл, — отвечает Михаил. — Меня иногда упрекают, мол, пластику предмета игнорирую. Не спорю. Но пока я предпочитаю брать предмет и придавать ему иной статус — не бытовой, а художественный. Вот откуда эксперименты со скамейками.

— Сергей Пухачев, руководитель ЦСИ, называет вас художником малых арт-объектов. Утверждает, что по этому направлению конкурентов у вас в Новгороде нет...
— Не согласен. В нашей области большое количество мастеров, работающих с металлом, — по технологии обработки мне до них далеко. Но все эти люди трудятся в коммерческих фирмах и делают необходимые для домов заказчиков кованые предметы обихода, которые часто к искусству не имеют никакого отношения. Я тоже делаю подобные вещи — с понятными, но при этом нестандартными функциями. Например, вешалку в виде скелета рыбы. Или те же скамейки. Разве плохо, если частью их будут Кандинский и Малевич или любые другие известные личности?

— Михаил, а откуда такая тяга к тяжелым металлам?
— Сложно сказать. Вообще, семья у меня — творческая: есть художник-оформитель, архитекторы. Что до меня, то рисовальщик я никудышный. Заочно закончил НовГУ по направлению художественной и пластической обработки материалов. Стремление делать что-то своими руками — с детства. Когда впервые пришел в Центр современного искусства, принес показать, как работаю с деревом. Но сотрудников куда больше мои фотографии заинтересовали. Тогда я впервые услышал, что у меня взгляд художника. И, к слову, свой первый заказ на металл я получил именно от новгородского ЦСИ. С тех пор и экспериментирую.

— Ваша выставка «Перелопачено» вызвала шок у зрителей. Никто не ожидал, что с помощью молотков, лопат, кувалд, кусачек, ключей, замочных скважин можно историю страны рассказать...
— Повторюсь: мне хочется, чтобы публика размышляла над смыслами, разглядывая мои работы. Вот, к примеру (достает с полки тяжелый экспонат. — Прим. авт.), карта СССР, сделанная из ржавых, отслуживших свой срок пил. В подписи я пояснил, что это, но дал возможность людям свой вариант обдумать. Видите, снизу отрывающиеся куски — отделившиеся республики. Огромная территория, на которой очень небольшое количество мегаполисов, — они болтами обозначены...

— Сегодня как предметный художник вы востребованы — заявки есть от ЦСИ и от частных заказчиков. Но ведь рано или поздно период увлечения лопатами и молотками пройдет. Что дальше?
— Хочется попробовать себя в уличном искусстве. Новгороду, на мой взгляд, не хватает оригинальности в оформлении. Постеры, трафареты, стикеры, настенные росписи, инсталляции — все это применимо у нас. И мне ничто не мешает этим заняться!

Фото автора