Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

«Притяжение» следует

Уважаемый редактор, может, лучше про реактор?

О новой картине режиссера, снявшего «9 роту» и «Сталинград» и уже признанного маститым, стали говорить задолго до премьеры. Трейлер фильма обещал зрителям красивую историю о том, как наши соотечественники изгоняют злобных пришельцев со своей Земли. Трейлер врал. Нет, со спецэффектами все в порядке, а вот сюжет прямо противоположен ожидаемому. Так что тем, кто любит удивляться, наверное, лучше не читать дальше, а сначала сходить в кино.

Однажды в Чертанове

Кино начинается с пролета над Москвой инопланетного корабля. Из-за метеоритного дождя оборудование, делавшее его невидимым, выходит из строя, и на чудо техники могут любоваться все. Военные решают его сбить: «Поналетели тут всякие». Возможно, есть другая, более внятная причина, но нам ее не озвучивают. Подбитый корабль красиво падает на микрорайон Чертаново. Без шуток, это очень впечатляющая, удачно снятая и смонтированная сцена, одна из лучших в фильме. Дальше начинает твориться что-то странное. Если коротко: пришельцы сидят и никого не трогают, починяют свой «примус», а чертановские гопники с битами решительно выступают против «понаехавших».

Задумка режиссера понятна. Федор Бондарчук показывает: российское общество стало агрессивным, про толерантность все забыли, а телевидение и соцсети только усугубляют ненависть и рознь. Что, неправда? Правда, пусть и отчасти. Раскрыть идею в метафорической форме, через столкновение с инопланетным разумом — неплохая основа для сценария.

Плохо другое. Во-первых, фильм идет больше двух часов, и для одной нехитрой мысли времени явно многовато. Уже все поняли, что хотел донести режиссер, а он повторяет, повторяет...

Во-вторых, очень уж решительно Бондарчук делит весь мир на черное и белое. Инопланетяне — мирные и хорошие, наши — моральные уроды, не отягощенные интеллектом. Я серьезно: парень, организовавший нападение на прищельцев, не знает о существовании «Ромео и Джульетты» и считает, что «Ромео» — это марка машины. «Альфа Ромео». Шекспир? Нет, не слышал. Я бы на месте жителей Чертанова крепко обиделась на Бондарчука.

Некто из Питера

Попытки показать социальную драму перемежаются с любовной линией. Не знаю, как у других зрителей, а у меня она оставила ощущение, что все это я уже видела, причем в подростковых фильмах не самого лучшего качества. В «Сумерках», например.

Там главная героиня влюбилась в вампира, здесь — в инопланетянина. На этом различия заканчиваются. И кровосос, и пришелец — готовые идеалы для восторженных девочек: красивые, благородные, готовые на все ради возлюбленной. Да, кстати, инопланетянин внешне не отличается от людей. То ли на зеленого человечка не хватило бюджета, то ли создатели ленты решили, что простая школьница Юля в непонятное существо не влюбится.

Есть, впрочем, еще одно объяснение, почему пришелец так выглядит. Его предложил обозреватель «Афиши» Антон Долин: «Бондарчуку удалось виртуозно совместить в единственном парадоксальном персонаже все, что вызывает ненависть широких масс. Во-первых, инопланетянин — интеллигент, никогда не повышающий голоса, безупречно рыцарственный и самоотверженный. Во-вторых, мигрант с явно «неславянской» внешностью. В-третьих, одевшись во что попало, сразу становится похож на хипстера: футболка с принтом в стиле ретро, растянутый свитер, шинель (параллели предъявлены сразу, чуть прямолинейно: Гагарин, Цой, Абдулов в ушанке, кажется, из «Чародеев»). Впрочем, смахивает и на американского туриста, прибарахлившегося на Арбате. Довершая картину, Юля объясняет чудаковатость нового знакомца краткой фразой: «Он просто из Питера».

Я, право, не знаю, как относиться к этой теории. С одной стороны, можно счесть режиссерский ход тонкой иронией. С другой, возникает подозрение, что Бондарчук сделал пришельца похожим на интеллигента из Питера, потому что считал: более сложный образ зрители из какого-нибудь там Чертанова или Бирюлева не поймут. Поскольку в фильме все идеи подаются в лоб, склоняюсь ко второму варианту.

Они вернутся?

Нельзя сказать, что «Притяжение» — однозначно плохой фильм. Он талантливо снят, в нем хорошая картинка, впечатляющие спецэффекты, местами — отличный саундтрек. Поэтому за него так обидно. Могло бы выйти достойное кино. Не вышло.

Впрочем, я могу сколько угодно ворчать, а зрители-то все равно идут в кинотеатры. За первые три дня проката фильм собрал почти 270 млн. рублей. Бюджет ленты — 380 млн. рублей, и значит, она, скорее всего, окупится.

Широкая рекламная кампания себя оправдала. Но есть и минус: завышенные ожидания. Может быть, если б фильм так снял никому не известный начинающий режиссер, его бы приняли более благосклонно. Пока же мнения публики разделились.

На момент написания материала на «Кинопоиске» было 11 положительных зрительских рецензий и 10 — отрицательных. Считай, поровну. «Кино держит, сюжет умудряется удивлять», — пишут одни. «Фильм, за который стыдно», — считают другие. И находят в рассказанной с экрана истории массу нестыковок.

При таком раскладе зрителей у фильма наверняка прибавится: почитают противоречивые отзывы и решат сходить в кино, чтобы составить собственное мнение. Может, съемочная группа того и добивалась. Кто ж их знает, этих творцов...