Суббота, 03 августа 2024

Редакция

Унылая пора, очей разочарованье

Привет, потомки! Как вы там? Фильмы хорошие снимаете?

Отечественный кинематограф горит, гремит, трещит, но пока дышит

Российский зритель всегда недоумевал, почему это зеленые человечки прилетают только в США. Получите и распишитесь. В столицу России прибыл инопланетный десант. Фильм «Притяжение» действительно уникальный. И премьеру ждали многие, да что там — вся страна. Она состоялась 26 января, многие посмотрели и... чувствуют себя обманутыми.

Что же не так с нашим кино? Всё не так. Разрекламированные новинки 2016 года получили массу отрицательных отзывов. Тот же «Викинг» с бюджетом 1 250 миллионов рублей тоже не оправдал ожидания. «Вяло, нудно, финал потрепан. Картина красивая, сюжету — «двойка», — так отозвался один из рецензентов на популярном сайте «Кинопоиск». В общем, не пинал «Викинга» только ленивый. И было за что. Исторически недостоверный сюжет, кровь и война, война и кровь. У Тарантино лучше бы получилось, он же спец по части «треша».

Или вспомним Тимура Бекмамбетова с его «Ёлками», зарабатывающими на новогоднем настроении россиян пятый год подряд. И ведь ходят люди, смотрят и снова возмущаются. Думали, мол, что-то новенькое будет, оригинальное. Нет. Снова те же Ургант и Светлаков и шутки, каламбуры а-ля Comedy Club.

Ярким примером серого кино является фильм «Взломать блогеров», премьера которого состоялась 10 ноября. Известный в узких московских кругах режиссер Максим Свешников за «скромные» 35 миллионов рублей снял фильм в жанре комедии. Итоговые сборы картины — чуть более 7 миллионов рублей.

Фильм так и остался бы незамеченным, если б на него не обратил наше внимание известный видеоблогер Никита Баженов, который разнес в пух и прах всех, кто участвовал в создании ленты. И показал, как можно за 2 000 рублей создать то, на что ушло 35 миллионов.

Сюжет таков: три известных блогера интернет-портала YouTube Саша Спилберг, Иван-гай, Марьяна Ро становятся жертвами атаки компьютерных вирусов, анимационными персонажами и попадают на рабочие столы своих компьютеров. Им надо найти решение, как избавиться от вируса и вернуться в реальный мир. Фильм был представлен как молодежный. И на просмотр должна была прийти интернет-аудитория. Только, как мы видим по цифрам сбора, не пришла. А большинство региональных кинотеатров вовсе отказались от его показа.

Создатели фильма даже не удосужились отправить блогеров на краткие курсы актерского мастерства. Зато фильм изобилует рекламой. То известная онлайн-игра показывается, то антивирус не менее известный. И это не скрытая реклама, которую мельком показали, а режущая глаза на переднем плане. И вместо кино в итоге вы 90 минут смотрите видеоролик очень плохого качества...

Может, никто и не возмущался бы, но фильм финансировал «Фонд кино». К слову, Баженов сравнил бюджет «Взломать блогеров» с другими и обнаружил много интересного. Общие расходы на «Блогеров» сопоставимы с такими фильмами, как «Пила», «Рейд», «Карты, деньги, два ствола». На эти деньги можно было снять 10 фильмов «Неадекватные люди». Кроме «Неадекватных людей», остальные перечисленные фильмы — зарубежного производства, и в мире кино эти картины стали бестселлерами. В отличие от «Взлома блогеров», провал которого министр культуры Владимир Мединский назвал «творческой неудачей».

Это как надпись на изделиях, которые массово штампуют в Китае: «Товар сертификации не подлежит». Или у нас со вкусом проблемы? Как говорят в актерской среде: «Ты — зритель, я — дурак. Я — зритель, ты — дурак».

И все-таки надежда есть. Все-таки хоронить российское кино рано. В сентябре Андрей Кончаловский за фильм «Рай» получил «Серебряного льва» на Венецианском международном кинофестивале. С тех пор «Рай» удостоен 12 кинонаград, в том числе — 9 международного уровня. Пока другие снимают «красоты» войны на цветную пленку, Кончаловский решил стилизовать своё кино в черно-белые тона, ибо: «Показывать Холокост и концлагеря в цвете омерзительно. Это ложь. Это не то, что мы знаем. Мы ужасаемся изображениям, которые нельзя видеть в 3D, в широком формате, в цвете — нельзя потому, что они остались только на очень простых камерах».

Вот только в широком прокате «Раю» успеха не будет. Это кино не для всех. Такие нынче времена, такие нравы...

Фархад ЮСУПОВ