Воскресенье, 29 декабря 2024

Редакция

Мантовани с нами

Новгородцы увидели работы именитого итальянского художника

До того как к нам привезли картины Пино Мантовани, я о нем ничего не слышала. И я не одна такая.

Главный редактор знает сразу двух Мантовани — врача итальянского «Ювентуса», тезку Марадоны, и Андреа Мантовани, защитника из «Палермо». Кто из них промышляет живописью? Никто!

Пино Мантовани родился в 1943 году и здравствует до сих пор. Сейчас он живет в Турине, по-прежнему пишет картины и преподает. В Европе художник очень известен. Его картины — это своего рода дань уважения эпохе Возрождения, Микеланджело, Караваджо. Однако неподготовленному зрителю понять его работы сложно.

Заходишь в зал, а там — огромные двухметровые полотна, на которых лица и фигуры едва намечены. Некоторые картины выглядят так, будто работу над ними мастер вдруг забросил...

— Пино Мантовани работает в очень необычной манере, причем это касается как техники, так и образов, — рассуждает ведущий научный сотрудник НГОМЗ Татьяна ВОЛОДИНА. — Сквозь цветовые пятна на его картинах видна фактура грубого холста. В этом есть некое сходство с живописью на стене, когда из-под слоя краски проступает подчас штукатурка. Масштабность картин также свидетельствует, что художника привлекают фрески. Видно, что человек писал с размахом. Эти картины подошли бы для дворца или храма.

Мантовани использует темперу, которая дает приглушенные цвета, и почти никогда не грунтует холст перед началом работы. Почтение к традициям видно не только в сходстве с фресками, но и в сюжетах, большинство которых — библейские, мифологические. Дева Мария, Икар, Нарцисс — всех их можно увидеть на полотнах художника. Заметна и преемственность традиций русской иконописи, проявляющаяся в выборе цвета: золото, охра, красный, синий.

Работы Мантовани в России уже видели. Выставка, которую привезли в Новгород, год назад побывала в Архангельске, а позже, в рамках международного арт-фестиваля «Сад гениев», экспозиция была развернута в доме Волконского в Ясной Поляне. 33 картины объединены эпатажным названием — «Двусмысленность» (Ambiguity, итал.) В русском языке это слово носит скорее негативный оттенок. Но так окрестили выставку, когда она только приехала в нашу страну. Однако в Новгороде пояснили: правильнее было бы перевести итальянское название экспозиции как «Многозначность» (Significati). Куратор выставки Энцо ФОРНАРО, который и привез ее в Новгород, с этим согласен.

— Эти работы нельзя назвать завершенными, они незавершенные. Ведь одна из двойственностей этого мира — законченность и незаконченность. Пино Мантовани и сам двойственен, даже тройственен. Он не только художник, но и преподаватель, и писатель, автор многих книг об итальянском искусстве, — говорит Энцо Форнаро.

Мантовани всегда оставляет зрителю возможность додумать сюжет картины. Вот «Встреча» — два зыбких силуэта на темном фоне. Чья встреча? Зачем она? Всё, как говорится, в глазах смотрящего. Посетители выставки подметили еще одну интересную особенность: чем дальше отходишь от картин, тем более четкими они кажутся. Возможно, тут опять видна преемственность. Ведь и фрески не предназначены для того, чтобы разглядывать их в упор. Большое видится на расстоянии.

На открытии выставки людей было на удивление много. Есть, конечно, среди новгородцев любители искусства, которые в принципе не пропускают ни одной новой экспозиции, но пришли не только они. Кто-то уже слышал о художнике, кто-то увидел анонс выставки и счел его любопытным... Так или иначе, интерес к выставке присутствовал. И это радует.

Сам Пино Мантовани, к сожалению, присутствовать на открытии не смог. Не успел оформить визу. Но надеется побывать в России и в Великий Новгород тоже заедет. Планируется, что это произойдет в конце февраля или в начале марта.

Фото Владимира Малыгина