Среда, 01 мая 2024

Редакция

В поисках «Рая»

Фильм Андрея Кончаловского о зле, живущем в каждом из нас

От многих отечественных фильмов, не обещающих большой прибыли, кинозалы отказываются. Было опасение, что и получивший в сентябре «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на 73-м Венецианском кинофестивале «Рай» пройдет мимо нас. Однако, что приятно, картину в Новгороде показали...

Давно взяла за правило не читать перед походом в кино никаких рецензий и отзывов на фильм. Но точно знала, что «Рай», хотя бы потому, что снимал Кончаловский, нужно смотреть. Поначалу были любопытство и желание не разочароваться, как в «Викинге» и «Притяжении». Интерес пришел по ходу...

«Принцесса Ничего-не-знаю»

Франция, 1942 год. Участницу движения Сопротивления Ольгу Каменскую в исполнении Юлии Высоцкой (прототипом стала княгиня Вера Оболенская) задерживают за то, что укрывала еврейских детей. Полицейский-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен) в обмен на секс готов пойти на уступки, но члены Сопротивления убивают его. Каменскую отправляют в концлагерь. Там Ольгу увидел давно влюбленный в нее знакомый немец Хельмут (Кристиан Клаус), в годы войны вступивший в ряды СС и прибывший в лагерь с проверкой.

Вот, собственно, и вся история в кратком изложении. Это то, что на поверхности. Но картина многослойна.

Первое, на что обращаешь внимание, — черно-белая. Режиссер так объяснил: «Я думаю, что тема холокоста настолько банализирована, что теперь 200 человек очень худых людей еврейской внешности в этих полосатых пижамах очень часто выглядят так, как опера Верди «Набукко». Особенно если снимать в цвете. Просто потому, что банализируется тема».

Вторая особенность — в перебивках действия монологами Ольги, Хельмута и Филиппа. И зрители гадают: то ли это допрос (говорящие — в одежде пижамного вида, которая походит на тюремную робу), то ли духовнику рассказывают о своей жизни. И только к концу фильма становится понятно, что это исповедь уже мертвых людей, готовящихся пройти свой последний путь — в Рай или Ад. Кто что заслужил.

И еще. Взятая за основу реальная история жизни русской княгини, подробно представленная в начале фильма, затем «сворачивается», и нам предлагают рассказ по мотивам. Так, Вики (как называли Веру Оболенскую друзья) долго допрашивали и пытали, но она твердила, что ничего не знает (за это упрямство в полиции ее прозвали «Принцесса Ничего-не-знаю»). Приговорили к смертной казни. Предложили написать апелляцию, но она отказалась. Приговор был приведен в исполнение 4 августа 1944 года в тюрьме Плетцензее: Оболенской отрубили голову на гильотине.

Ольга Каменская всеми силами старается выжить в концлагере, и в постель к Хельмуту (он хорошо к ней относился и не стал бы принуждать) ложится тоже поэтому. Она, в недавнем прошлом модная, утонченная аристократка, становится грубой, равнодушной к боли физической и душевной, старается ни на кого не обращать внимания, сосредоточившись лишь на себе. Но дети... Те самые, которых она прятала и из-за которых была арестована, оказались в этом же лагере. И она не сразу, но решает взять их в свой барак и присматривать за ними.

Потом старшая по блоку, тоже русская женщина, берет пацанов под свое крыло, и Ольга не противится, говорит, что коль попали к «блочной», которой немцы доверяют, значит, больше шансов уцелеть. В итоге вместо нее (когда та заболела и не смогла ходить на работу) Каменская идет в газовую камеру, ведь у «блочной» дома осталась дочь, а теперь еще два мальчугана в придачу, и ей есть ради кого жить...

Миру мир

Почему «Рай»? Фашисты пытались создать свой идеальный мир. Немецкий аристократ, офицер СС Хельмут одержим идеей построить рай для арийцев. И убежден, что для этого нужно уничтожать евреев, которые только и думают о наживе. Он и в своей последней исповеди утверждает, что проигранная Германией война не означает, что идея плохая. По его мнению, мир пока не готов к идеальному общественному строю.

Но возможен ли вообще рай на Земле? «Меня интересует тип человека, который уверен, что он прав, — говорит Кончаловский. — Он настолько убеждён в своей правоте, что во имя неё совершает зло и насилие. Будучи уверенным при этом, что творит благо. Это вечная тема, как вечно в этом мире зло».

Да, фильм не о преследовании евреев, а о духовном насилии, которое каждый день происходит в мире. Хельмут — не фанатик, не моральный урод. Он — интеллектуал: до войны изучал русскую литературу, писал научную работу по Чехову. Он расстроен известием, что в инспектируемом им лагере умертвили Дуню Эфрос, невесту Чехова. Но при этом спокойно рассуждает о плановом задании — в день отправлять в газовые камеры 10 тыс. человек.

К слову, объясняя Ольге суть своего представления о райской жизни, Хельмут восхищается большевиками: «Они живут ради идеи. Сталин — незаурядная личность. Родись я в России, а не в Германии, стал бы коммунистом». То есть, по его мнению, мир гитлеровский и сталинский — не настолько полярны. И это правда. Вспомните: ведь лозунг «Через труд — к освобождению» впервые появился отнюдь не в Освенциме, а на Никольских воротах Соловецкого кремля!

Смотри и думай

Посмотрев «Рай», взялась изучать рецензии кинокритиков, разбирающих по косточкам, точнее — по кадрам картину: с точки зрения съемки, актерской игры, режиссерских приемов, философии, метафизики и прочее, прочее. Но, признаюсь, куда больше на меня произвел впечатление отзыв и ответ на него обычных зрителей на otzovik.com.

Mote. «Эсесовец, которого мы наблюдаем на протяжении двух часов, не режет, не убивает, не насилует и в итоге красиво и гордо принимает смерть. Но страшно не это, страшна его заключительная речь о том, что даже когда они все сдохнут, дело «высшей расы» будет жить в поколениях, а русские Оли от безнадеги пойдут в газовую камеру. А теперь представьте на секунду, что фильм смотрит 20-летний молодой человек. И кому он отдаст свои симпатии, даже пусть на уровне подсознания?».

Просточел. «В душе у этого холеного немца-аристократа был ад! Ад, служению которому он отдал свою жизнь, так как искренне считал его Раем, и который собирался навязать всему миру. Даже если бы не погиб под советскими бомбами, этот сильный, молодой, идейный и высокообразованный человек не смог бы жить дальше. Крушение надежд, разрушение мечты — это тоже смерть. Война, независимо от того, какие нацики её развяжут, — это мясорубка для всех: поляков, русских, немцев, евреев, да хоть для марсиан. И в ней, по большому счёту, нет победителей и побеждённых».

Фото www.elle.ru