Пятница, 03 мая 2024

Редакция

Свободные радикалы

Некоторые работы объединила тема политической борьбы

Молодые художники представили своё видение живописи

Первую в Великом Новгороде выставку радикального искусства сначала планировалось открыть в галерее гостиницы «Интурист». Однако, по словам организаторов, в последний момент дирекция оте-ля этого самого искусства испугалась. Пришлось перенести выставку в другое место. Ее принял центр молодежных инициатив «САМ». Открытие состоялось 4 марта.

«Наши души были мертвы еще до нашего рождения», — донеслось до меня, как только я открыла дверь. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл был такой. Тут же захотелось, подобно дирекции «Интуриста», откреститься от современного искусства. Нет, я не боялась, но зачем, в самом деле, ходить на выставки, писать какие-то статьи, если всё тлен и наши души мертвы?

Тем не менее я осталась. И я такая была не одна. Публики на открытие собралось много. Пока в зале шел своеобразный литературный перфоманс, начало которого я тут процитировала, я успела рассмотреть присутствующих. Когда часто ходишь на всевозможные выставки, начинаешь узнавать в лицо тех, кто не пропускает практически ни одной. Здесь их не было. Зато было много тех, кого я прежде ни разу не встречала на каких-либо культурных мероприятиях. Посмотреть на радикальное искусство пришла в основном молодежь. Это порадовало. Выходит, многие юные новгородцы интересуются искусством, к тому же непростым для восприятия. Одно перечисление стилей чего стоит: абстракционизм, дадаизм, поп-арт, инсталляции... Всему этому нашлось место на выставке.

Организаторы пытались донести до публики вот что: искусство нельзя рассматривалась как вещь в себе. Произведения должны побуждать к каким-то действиям или, по крайней мере, заставлять задуматься, а не быть просто мертвыми объектами, выставленными в стенах музея или галереи. Видимо, поэтому часть работ объединила тема политической борьбы. К примеру, художница из Санкт-Петербурга Ольга Лаврентьева привезла свою серию комиксов, посвященных сепаратизму, попыткам основать свое государство в современном мире. Наполовину документальные, наполовину выдуманные, все они объединены тем, что их герои пытались «жить, как в книгах», а получилось даже интереснее. Жизнь — она куда причудливее литературы.

Впрочем, назвать выставку полностью посвященной политике я не могу. Были тут и работы, не связанные с ней. Скажем, новгородский художник Дмитрий Осипов представил серию абстрактных картин. То, что для неподготовленных зрителей его работы выглядят как нагромождение цветных пятен, мастера не смущает. «Дело художника — творить, исходя из своего внутреннего императива, а всё, что кроме, — вопрос вторичный», — считает он. В его работах есть дань уважения художникам-авангардистам начала XX века, встречаются мифические и религиозные мотивы. Расшифровывать послания художника непросто, но увлекательно.

В общем, можно говорить о том, что свою задачу организаторы выставки выполнили. Собранные в зале картины действительно заставляют думать, пытаться понять то, что в них заложено. Получится ли — другой вопрос. Но попробовать стоит.

Владимир МАЛЫГИН (фото)