Четверг, 02 мая 2024

Редакция

Давно не тонет

Борис АКУНИН. «Счастливая Россия».
Роман-утопия

Вышел из печати третий роман Бориса Акунина. Называется «Счастливая Россия». Третий в серии «Семейная сага» и всего третья книга писателя, который за 20 лет (с 1997 года) наваял их ровно 60, в жанре «роман». Я бы не поверил, но это его собственные слова. Из Facebook.

И по привычке Акунин идет против ветра. «Счастливая Россия» — это роман-утопия. «Этот жанр вышел из моды, все пишут антиутопии и пугают нас будущим, — признается автор. — Мне захотелось написать про ту замечательную страну, которой Россия когда-то может стать. Этот роман для меня особо важен: я очень обеспокоен тем, что происходит в России и что с ней будет. Это роман про то, как в нашей стране все всегда было плохо, а потом все всегда станет очень хорошо. Только не скоро. Одним словом, это честная утопия. Безо всякого ерничанья и постмодернизма. В жизни не писал ничего до такой степени оптимистического».

Действие происходит в 1937 году на Лубянке: следователь НКВД расследует дело одного интеллигентского кружка, который называется «Счастливая Россия», потому что кухонные мечтатели рассказывают друг другу, каким, на их взгляд, должно быть счастливое будущее России и что нужно сделать каждому, чтобы создать идеальное государство.

Однажды, довольно давно, кто-то из журналистов назвал Акунина предельно структурированным человеком. Имелось в виду, что ему не нужно ждать прилива вдохновения, он всё просчитывает, выстраивая формулу произведения, которой и следует. А опыт переводчика помогает ему играть со стилями, составлять тексты, вроде бы вдохновенные. На деле читателю достаточно вычислить алгоритм писания Акунина, и тогда станет понятно, что его «литература» абсолютно бездушна. Что он «поверил алгеброй гармонию» и теперь дурит нас своими текстами, которые после продажи позволяют ему иметь дома в Англии, Испании и Франции и там, в спокойной обстановке, мастерить свои книги.

«Каждый из моих кабинетов в трех странах идеально подходит для определенного жанра», — признается г-н Акунин. Беллетристику он пишет на Пиренеях, «Историю Российского государства» — на Темзе, остальное — во Франции. Причем может быть так, что работает он вахтовым методом: немного там, чуть-чуть тут и кусочек — здесь. Будучи недавно в Риге, Акунин сказал читателям, что работает сейчас сразу над тремя проектами.
Чувствуете, каков подход? Не над книгами работает, а над проектами.

— Почему в 2003 году выстрелил «Код да Винчи», а сейчас — «50 оттенков серого»? — рассуждал Акунин в Риге. — Я вычислил, что есть несколько факторов, определяющих успех. Первое — нужен хороший издатель, который умеет раскручивать книгу. Второе — книга должна совпасть с точкой читательских ожиданий. Качество текста — далеко не главное...

Такие откровения может позволить себе только самодостаточный человек. Или большой прохиндей. Читающий мир России, например, до сих пор не может определиться, к какой из этих категорий отнести Александра Солженицына, которого читали, пока был запрещен, и делали вид, что читают и почитают, когда его книгами завалили магазины.

Приблизительно то же самое будет и с Акуниным, который нашел секрет успешного поиска «точки читательских ожиданий» и аккуратно стряпает по три книги в год.

Вы хотели рецензию на «Счастливую Россию»? Это литературный Fake (фэйк — подделка). Нравится вам Акунин, читайте разлинованный на пять частей (собственно сюжет и четыре проекта счастливой России, написанные подследственными эСэРами — историком, писателем, священником и дипломатом) текст. Слава Богу, автор уложил всё на 330 страницах.