Книги для детей должны быть познавательными
Лев ЛАПКИН (творческий псевдоним писателя из Санкт-Петербурга — Саша Кругосветов) занялся сочинительством в 70 лет. И уже успел выпустить 16 книг, да три готовятся к изданию. Его рабочий день длится 10–12 часов. Пишет много и о многом. Говорит, что пока есть силы, на месте бессмысленно топтаться, нужно плыть, и не только по течению...
— Саша (просит называть его только Сашей Кругосветовым. — Прим. ред.), вы — автор более 100 научных работ по математике и электронике, инженер, бизнесмен. Так отчего решили заняться художественной литературой?
— Вообще, я и прежде писал: в институте — для КВН, студенческих окон сатиры, потом — для капустников на работе. Но не думал, что займусь этим серьезно. Пять лет назад попались мне на глаза аудиокассеты, на которые в 90-е мы с женой записывали те сказки, что я придумывал и рассказывал на ночь младшему сыну. Прослушал их, истории показались достойными. Но когда перенес кассетный рассказ на бумагу — получилась ерунда, потому как живая речь сильно отличается от текста. Разозлился на себя и сел переписывать. Так в 2011 году появился «Остров Дадо. Суеверная Демократия». Затем вышли «Большие дети моря», «Киты и люди», «Архипелаг Блуждающих Огней».
— Но далеко не каждый в солидном возрасте решится осваивать совершенно новое для себя ремесло...
— Не единожды кардинально менял свою жизнь. В молодости серьезно занимался академической греблей. Но когда ушел партнер по двойке, а мы были в спорте единым целым, я оставил греблю. С головой ушел в науку — в 27 лет защитил кандидатскую диссертацию. Десять лет трудился в оборонке, разрабатывал системы управления для крылатых ракет. Причем совмещал практическую деятельность и исследовательскую — в моем багаже четыре докторские диссертации. А потом вновь изменил вектор движения — принял предложение возглавить подразделение в Академии наук СССР. Возможно, и продолжил бы делать карьеру ученого, но в стране случились 90-е — мой сектор академии, как, впрочем, и многие другие, был закрыт из-за отсутствия финансирования. И в 50 лет вновь пришлось все начинать сначала. Я подался в бизнес — не мог себе позволить сидеть и ждать, когда в науке настанут лучшие времена, ведь нужно было содержать семью.
— Чем же зарабатывали на жизнь?
— Электроникой, строительством, недвижимостью, автомобилями... В те бандитские годы приходилось непросто. Но особо опасно стало в конце 90-х: тогда я уже в большом бизнесе был, и возникла реальная угроза жизни моей и близких. Оставил дело — ушел в свободное плавание без денег, опять начал подъем с глубины. Наладил работу небольшой коммерческой фирмы, которая приносит семье неплохой доход. В моем постоянном присутствии в офисе давно уже нет необходимости. И это дает мне возможность заниматься писательством.
— Вы взяли творческий псевдоним. Зачем?
— Детские книги, с которых я начал свой путь в литературе, — о приключениях русского мореплавателя капитана Александра, совершившего несколько кругосветных путешествий на парусном корабле «Быстрые паруса» в конце XIX века. Всего книг — пять, они вошли в изданный четырехтомник «Путешествия капитана Александра». Идея назваться Сашей Кругосветовым пришла как-то сама собой — исходя из тех историй, что придумал. И есть сайт Саши Кругосветова, Живой Журнал. Сейчас я пишу не только для детей, но псевдоним живет своей жизнью. Воображаемый автор Саша Кругосветов превратился в некоего персонажа, детали биографии которого отличаются от жизни Льва Лапкина.
— Юным читателям вы предлагаете фантастические истории. Меж тем в одном из интервью сказали, что «из фантастики исчезла научность, она перестала воспитывать молодых интеллектуалов». Ваши книги тоже больше развлекательные, чем познавательные?
— Как раз нет. Я вырос на классиках научной фантастики: Брэдбери, Шекли, Азимов, Лем, Кобо Абэ, Воннегут, Кларк, Буль, Саймак, Беляев, Ефремов, Стругацкие, Булычев. Они в своих произведениях выдвигали смелые гипотезы, многие из которых стали реальностью. Но допускаю, что фантастика для взрослой аудитории не всегда должна нести образовательную функцию. А вот книги для детей обязаны быть познавательными. Именно поэтому герои моих произведений встречаются с животными и из XIX века, и с доисторическими: гигантской акулой Мегалодоном, рыбой Лидсихтис Проблематикус, древесным ленивцем Милодоном, земляным голубем Додо, огромной птицей Эпиорнис по прозвищу Дадо и многими другими. В книгах появляются и известные исторические персонажи из прошлого и будущего: Гаргантюа и Пантагрюэль, профессор Челенджер, Льюис Доджсон, Чарльз Дарвин, неистовый Магеллан, огненный диктатор Джулиус Поппер, Сальватор Дали... Сейчас в фантастике много направлений. Но я предпочитаю два: историческое и социальное.
— А как продаются-покупаются книги Саши Кругосветова?
— Не так хорошо, как хотелось бы. Для любого писателя важно не только издаваться, но и продаваться. И тут недостаточно быть обладателем различных литературных премий, каковых у меня набралось много, в том числе — премия Кира Булычёва «Алиса» за книгу «Большие дети моря» и премия Владимира Гиляровского за повесть «Сжечь мосты». Такие победы делают имя автору в узких литературных кругах, но мало что значат для массового читателя. Издательский мир живет по законам бизнеса. И чтобы стать продаваемым, нужно попасть в первую десятку раскрученных писателей, о которых то и дело упоминают СМИ. Вкладываю собственные средства в РR-кампанию: этим делом занимается команда специалистов. Кроме того, много езжу по регионам, где провожу встречи с читателями. Вот и в Великий Новгород прибыл с этой же целью.
— На ближайшие годы ваш жизненный план включает только работу над книгами или что-то еще?
— Пишу действительно много. И новые литературные задумки есть. Однако не исключаю, что однажды решу перелистнуть эту страницу своей биографии, и Саша Кругосветов уйдет в прошлое. А я вновь кардинально изменю жизнь.
Три самые известные книги Саши Кругосветова
Архипелаг Блуждающих Огней
Сборник приключенческих рассказов для детей и юношества. Их герой, будучи юнгой, участвовал в Синопском сражении и в обороне Севастополя. Его кумирами с детских лет были адмиралы Лазарев и Нахимов.
Остров Дадо. Суеверная Демократия
Книга представляет собой еще одну историю города Глупова, только представленную в декорациях «суеверной демократии» зверюшек на острове Майданскар. Город Глупов помолодел, в его пределы влились времена и нравы, о коих Салтыков знать не мог.
Послания из прошлого
В сборник вошли несколько разноплановых произведений: фантастический рассказ, воспоминания, оригинальные зарисовки... Их объединяют присущая автору легкость стиля, тонкий лиризм и ирония...