Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

На вернисаже как-то раз...

Выставочная деятельность становится частью индустрии развлечений

Очередная волна из пяти выставок накрыла новгородский Центр современного искусства, что в «Диалоге». К самому факту регулярной смены экспозиций новгородцы привыкли давно, а вот дополнительная программа, включающая перфомансы, игры, лекции и дискуссии, — из разряда новшеств.

— Организатором сопутствующих мероприятий стала фотограф из Москвы Елена Захцер, чья экспозиция «Эстетическая фотография» представлена в одном из залов, — говорит руководитель ЦСИ Сергей ПУХАЧЕВ. — Прежде мы не проводили акции, посвященные околовыставочной тематике, но теперь, возможно, будем, ведь это хороший способ привлечения зрителей.

По инициативе г-жи Захцер перед открытием волны прямо в экспозиционном зале прошел круглый стол: «Художественная выставка как средство социокультурной коммуникации». Среди участников — студенты, музейные специалисты, художники, фотографы и преподаватели НовГУ.

Выступающие пытались системно определить, что и как должно подаваться галеристами и музеями, чтобы публика шла на выставки. Так, по мнению профессора НовГУ Сергея МАЛЕНКО, с начала XX века идет процесс разрушения классических канонов в искусстве и предпринимаются попытки создать нечто иное. К тому же продолжается и внутренняя общекультурная деформация человечества, что приводит к тому, что люди не отличают плохих образцов художественного творчества от хороших.

Сергей Пухачев парировал, что от всего объема в мире арт-объектов лишь три процента приходится на академическое направление, и сегодня приверженцев старой школы — хоть отбавляй, так что говорить о гибели классического искусства не приходится. Но при этом много экспериментов с цветом, материалами, технологиями, в результате чего получаются работы, нередко отпугивающие людей своим видом и энергетикой.

Профессор НовГУ Андрей НЕКИТА подлил масла в огонь: «Многие не идут на выставки, потому что убеждены, что это кладбище ненужных вещей, не отражающих реалии мира. Однако при этом у некоторой части так думающей публики не сформирован вкус, она в эстетическом плане потеряна для мира культуры».

А вот инициатор круглого стола Елена Захцер — ожидаемо была на стороне зрителя. Ей как автору важно внимание. По ее мнению, людей, желающих и готовых воспринимать современное художественное творчество, — предостаточно. Но многие предпочитают делать это, не отходя от компьютеров. И добиться, чтобы зритель пошел в залы, — главная задача устроителей вставок, в том числе и создателей произведений искусства.

К слову, Елена Михайловна не только творчеством занимается. По сути, ее программа, сопровождающая выставочную волну, — один из маркетинговых ходов для поддержания исключительно своего имиджа.

Но так ли уж хороши фотографии, представленные инициатором обсуждения выставки как средства социокультурной коммуникации? Задала этот вопрос нескольким зрителям. И все ответили, что пейзаж, архитектура, портрет — стандартный набор. Однако некоторые привлекают внимание техническим исполнением — снимки вручную обработаны пастелью. То есть это уже фотокартины, что любопытно...

Но вернемся за круглый стол. Поговорили и договорились: выставочная деятельность все больше поглощается индустрией развлечений, потому как современная публика так же, как и во времена Древнего Рима, требует хлеба и зрелищ. Музеям, галереям, экспозиционным центрам приходится с этим считаться. Чтобы не остаться без посетителей.

Фото Людмилы Данилкиной