Суббота, 28 декабря 2024

Редакция

Ничего подобного

Василий АКСЁНОВ. «Таинственная страсть»

Выписал из Москвы через Интернет последний* роман Аксенова. Потратил, кажется, 750 рублей.

Книги дорожают, и подумаешь, прежде чем купить. Но так уж огорчил сериал по этой книге, что давеча показал Первый канал, что захотелось сверить впечатления от интерпретации и первоисточника.
Сериал вытерпел всего полторы серии. Книгу — с первой попытки — десять страниц. Ну, не пошел этот ребус с Высоцким-Вертикаловым, Евтушенко-Тушинским и т.д. Отложил «Страсть» более чем на месяц, а потом вернулся...

Когда читаешь или фильм смотришь, важны настрой и терпение. Мне очень рекомендовали посмотреть «Рай» Кончаловского. Посмотрел. Не впечатлен. Деланный фильм. Вставки-монологи это особенно подчеркивают. По мне, Кончаловский — холодный режиссер, он все просчитывает, структурирует, и если в расчеты вкралась неточность, цели не достигает. Когда Ольга (Юлия Высоцкая) идет в газовую камеру вместо своей соседки по бараку, не веришь. Ну нет психологической обоснованности в этом ее героизме.

Аксенов в эмиграции и после возвращения оттуда тоже писал по-западному. Например, «Московская сага» — явно роман для европейского читателя, с шаржированными деталями и героями, с предсказуемыми выводами и развязками. «Ожог» и «Остров Крым» — гораздо более искренние.

Кстати, «Ожог» автор позиционировал как поколенческий роман, «Таинственную страсть» — как роман о поколении шестидесятников. Обе книги перекликаются. Но не только они: Аксенов очень часто оглядывался в 60-е годы. Читая «ТС», понимаешь, почему. Это было яркое, революционное время. Но если считать период сокрушения сталинизма революцией, то победила контрреволюция, зародившаяся уже в этот период и восторжествовавшая при Брежневе.

Чем увлекает книга Аксенова? Все катаклизмы эпохи он пропускает через себя (Ваксон — в книге) и своих друзей, через конкретные судьбы, не впадая в соблазн заняться конспирологией и объяснить происходившее с высот Большой политики. Большие политики в романе — такие же люди, как и все. Причем часто — гораздо меньшего масштаба, чем все. Это легко понимаешь, проникаясь соленым аксеновским юмором.

Тем, кто смотрел сериал, ответственно заявляю, что он имеет очень мало общего с книгой. Во всяком случае, Марина Влади (не помню, как ее зовут в романе) совсем не является действующим лицом в романе, а только упоминается. В сериале, помнится, она с первой серии на виду и с Ваксоном. Ничего подобного!

_____________________
* Почему-то упорно этот роман называют последним. Хотя хронологически последним был небольшой роман «Время ноль», вышедший через год после смерти писателя.