Новгородские музейщики разгадали загадку безымянной картины
«Портрет молодой девушки с гребнем» оказался в фондах НГОМЗ в 2002 году. Предыдущий владелец картины, частный коллекционер, ничего не мог сообщить, кто автор и кто персонаж. А ларчик просто открывался!
Если сравнить «девушку с гребнем» с другим портретом княгини Софии Степановны Щербатовой (1798–1885) кисти крупнейшего швейцарского портретиста первой половины XIX века Фермена Массо — сходство полнейшее! Наш портрет юной русской аристократки только форматом меньше.
Искусствоведы могли, конечно, думать: что это за белые мазочки на плечах? Боже мой! Рукавчики не прорисованы.
— Известно, что Массо часто повторял свои портреты, — говорит хранитель фонда изобразительного искусства Новгородского музея-заповедника Виктория КАРПОВА. — Например, есть несколько вариантов портрета французской императрицы Жозефины Богарне.
До недавнего времени портрет Богарне в Эрмитаже считался единственной картиной Массо, представленной в России. В конце прошлого года в Великом Новгороде побывал владелец картинной галереи в Бергамо, специалист по европейской живописи Владислав Максимович. И, обратив внимание на живописные качества «Портрета молодой девушки с гребнем», посоветовал проверить его на Массо. 20 лет не прошло, а мы — уже.
— Чтобы окончательно увериться в авторстве Массо, нужны дополнительные специальные исследования, — отмечает Виктория Карпова. — Однако сегодня уже бесспорен тот факт, что на портрете изображена молодая София Щербатова, урожденная Апраксина.
Имя этой женщины, несомненно, принадлежит отечественной истории. И дело тут не в ее принадлежности к известным дворянским фамилиям. Хотя родство уже дарит нам интересный сюжет, ведь бабушка Софии — Наталья Петровна Голицына — прототип героини пушкинской «Пиковой дамы».
Тройка, семёрка, туз
Во всяком случае, после знакомства образованного общества с произведением поэта иначе как «пиковой дамой» Наталью Петровну за глаза не называли. Современников, в отличие от нынешних пушкинистов, не волновали вопросы, типа, а не собирательный ли это образ?.. Пушкин по этому поводу оставил заметки о том, что Голицыну в его повести узнали при дворе. «И, кажется, не сердятся».
Судя по всему, не сердилась и Наталья Петровна. Сходство с литературным персонажем лишь добавляло ей таинственности. И это было вполне в ее характере. Она происходила из рода новых людей, которыми окружил себя Петр I. В светских кругах даже ходила молва, что она — родная внучка императора. Достоверно известно, что дед Натальи Петровны по отцовской линии Григорий Чернышов был денщиком Петра I. Государь женил его на 18-летней красавице Дуне Ржевской, за которой было 4 000 душ приданого. И всячески благоволил этому семейству.
В 22 года Наталья Петровна вышла замуж за князя Владимира Борисовича Голицына. Тот был очень хорош собой, имел большое, хоть и расстроенное состояние, но молодой жене очень нравилась фамилия.
Дом Голицыных в Петербурге на Малой Морской обладал какой-то удивительной притягательностью. А центром этого притяжения была она, Наталья Петровна, имевшая непонятную, но очевидную харизму. К ней на поклон везли молодую девушку, только что представленную ко двору. Гвардейский офицер, только что надевший эполеты, отправлялся к Голицыной как к главнокомандующему.
С возрастом умную и надменную женщину постигла крайне неприятная перемена в наружности. Так, американский посланник, будущий президент США Джон Адамс, отмечал в 1810 году, что такой бороды, как у княгини Голицыной, никогда у женщин не видел. Разумеется, ни на одном портрете такой Голицыной нет.
По легенде светский знакомый Пушкина князь Голицын по прозвищу Фирс поведал поэту, как однажды, проиграв в карты, бросился к бабке за помощью. А та, не дав денег, открыла ему тайну тройки, семерки и туза, поведанную ей мистиком, алхимиком и авантюристом графом Сен-Жерменом. Фирс отыгрался, но в отличие от пушкинского персонажа за карты больше не садился. Таково было условие Натальи Петровны.
Помогать и облегчать
София Щербатова замечательна совершенно по-другому. Натура — религиозная, тонкая, художественно одаренная. В Русском музее хранится «Пейзаж с каменными строениями и рекой». На подрамнике — надпись, сделанная Натальей Петровной: «Написано внучкой моей Софией Апраксиной к моему дню рождения 17 января 1815 года». Еще один пейзаж Софии Степановны есть в Третьяковке.
София выросла в роскошной подмосковной усадьбе Ольгово. В богемной обстановке: домашний театр Апраксиных слыл лучшим в Москве. Пьесы для него писал Василий Львович Пушкин.
В 1817 году Софию выдают замуж. Жених был более чем достоин. Алексей Григорьевич Щербатов — генерал, участник Отечественной войны 1812 года. И старше невесты на 22 года. Несмотря на это, брак был счастливым, у супругов родилось шестеро детей.
Щербатовы долго жили за границей, бывали и в Швейцарии, где, по всей видимости, Массо и написал портрет Софии Степановны. По возвращении Щербатовых в Москву салон княгини посещают знаменитости того времени. С юным Александром II она играет в шахматы, ей пишут посвящения в альбом Тютчев, Тургенев, Баратынский, Мицкевич, Пушкин...
Современники полагали, что она даже послужила прототипом Татьяны Лариной. Но хранитель фонда изобразительного искусства НГОМЗ по этому поводу с улыбкой замечает, что в нашем музее «должность Татьяны» уже занята — графиней Екатериной Александровной Стройновской.
В 1844 году София Щербатова учреждает «Дамское попечительство о бедных». После смерти супруга она извещает императора Николая I о желании передать на нужды общества денежные выплаты, пожалованные за заслуги князя Щербатова.
В 1848-м во время эпидемии холеры в Москве с доктором Федором Петровичем Гаазом организует общину для ухода за больными. В 1855–1856 годах сестры Никольской общины принимали участие в Крымской войне, ухаживали за ранеными. И получили название «сестры милосердия».
По инициативе княгини Щербатовой открывались приюты для детей, богадельни для престарелых, дома для не имеющих крова. София Павловна была и среди соучредителей Московского управления «Общества попечения за ранеными воинами», созданного для организации госпиталей во время военных и стихийных бедствий, для помощи беженцам, а также для подготовки сестер милосердия. В конце XIX века это общество будет переименовано в Московское общество Красного Креста.
Тридцать лет, пока были силы, София Щербатова лично руководила созданными ею благотворительными организациями. Она скончалась на 88-м году жизни и похоронена в Донском монастыре, рядом с мужем.
По ее убеждению, высшее призвание женщины — помогать и облегчать. Вот такая она, «девушка с гребнем»...