Мастер впервые представлен своими работами в залах Музея изобразительных искусств
Народный художник СССР, кавалер ордена ЮНЕСКО «Золотой глаз Пикассо», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». А также — основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, учредитель и художественный руководитель Московской государственной картинной галереи, которая также носит его имя. И прочая, и прочая...
При огромном стечении народа
Символично, что выставочный проект «Россия Ильи Глазунова» был представлен новгородской публике в самый канун Пасхи. На открытии было ожидаемо многолюдно.
Татьяна РУДНЕВА, начальник экспозиционно-выставочного отдела картинной галереи Глазунова, рассказала «НВ», что Илья Сергеевич лично распорядился отправить на эту выставку картины «Господин Великий Новгород» и «Русская красавица», находящиеся в постоянной экспозиции Московской галереи.
Новгород для Глазунова — величина биографическая и историческая. Уже будучи взрослым, состоявшимся человеком, он приезжал в деревню Гребло, встречался с местной жительницей, давшей пищу и кров ему, 11-летнему мальчишке, эвакуированному из блокадного Ленинграда.
Что касается истории... Допустим, Глазунов, мягко говоря, недолюбливает «норманнскую теорию», придерживаясь мнения, что Рюрик с братьями Синеусом и Трувором — внуки новгородского князя Гостомысла. И ни один историк его не переспорит.
А она у нас красивая
Эти слова я услышал от ученицы Новгородской художественной школы Леры ЯКОВЛЕВОЙ.
Страна — красивая. Выставка — классная. Эмоции — хорошие. И, может, так и должно быть? Ровно по Глазунову: «Искусство должно быть понятно и любимо народом. А народ — это мы с вами».
Кто-то скажет, что Глазунов приукрашивает свою Россию. А кто-то: «Он ее любит».
Наш новгородский искусствовед Татьяна ВОЛОДИНА отмечает, что у художника действительно есть тенденция идеализировать изображаемое. И это присуще не только историческим работам или пейзажам.
— Даже персонажи из произведений Достоевского красивее, чем можно ожидать, — говорит Татьяна Владимировна. — Даже Рогожин, почти сумасшедший человек, по-своему не лишен привлекательности.
В то же время портрет самого Достоевского выдержан в трагичных, сумрачных тонах.
Я не поклонник, но...
Борис НЕПОМНЯЩИЙ, заслуженный художник России, говорил в этот день, что в свое время его поразило обращение Глазунова к теме Достоевского.
— Достоевский тогда вовсе не был бесспорной национальной гордостью. Ну, Толстой. Пушкин — наше все. А к Федору Михайловичу у советской власти было иное отношение.
Но и в исторических сюжетах Глазунов шел против течения. Отчасти именно этим был объясним необыкновенный успех. Ни у кого «царской фамилии» нет, а у Глазунова есть. Публика — валом. Огромные очереди.
Личное воспоминание: фоторепродукцию «Вечной России» я вез через полстраны. Боялся, что не довезу: рамочка была хлипкая. А сейчас? Наверное, уже не купил бы.
По сути, картина — то, что другой новгородский художник Александр ОЛИГЕРОВ называет литературой в живописи, публицистикой.
— Мне не близко творчество Глазунова, — говорит он. — Но к нему существует большой зрительский интерес. И я отношусь к этому с уважением.
Сергей ГОРМИН, журналист, телеведущий:
— Если хоть кто-то, остановившись у полотна художника, испытал эмоциональное воздействие, — это уже успех. Каждый человек, когда смотрит на картину, ищет в ней созвучие своему внутреннему миру. А мир и искусство мы воспринимаем по-разному. Но в конечном итоге, помимо вкусов и стилистики, существует одна незыблемая вещь: искусство — все то, что ведет к Богу, то есть — к свету.
Вместо эпилога
Вдруг вспомнил об ушедшем от нас недавно поэте Евгении Евтушенко, чьим творчеством тоже вроде не был увлечен: «Когда изменяемся мы, изменяется мир».
Хочется сказать спасибо музейщикам за эту выставку. Особенно после того, как один из них честно сказал автору этих строк, как трудно далась организация.
— Я так рад, что выставка состоялась, — выдохнул он.
На музейную кухню мы не пойдем. Добро пожаловать в зал!
Фото Владимира Малыгина