Завершился XIV Международный театральный фестиваль «Царь-сказка»
Назвать лучшие спектакли фестиваля не можем. Когда номер был готов к печати, в оргкомитете еще шло бурное обсуждение. Но в следующем выпуске к этой теме вернемся. А пока хочется поделиться впечатлениями...
Почувствуй ритм!
Нынче в фестивальной афише значились сразу четыре постановки, в основе которых — танцевальная и визуальная составляющие. Упор на них понятен — отечественные театры в последние годы активно развивают данное направление. Чего только стоит спектакль «Машины Мюллер» Кирилла Серебренникова в столичном «Гоголь-центре»!
Судя по реакции зрителей, малышей в том числе, действа, в которых текст заменяют танцевальные движения и иллюстративные проекции на экране, у нас понравились. Так, полчаса ребятишки, не отрываясь, следили за «Зигзагом» французской танцовщицы Эмили Мезьер. К слову, этой постановке уже 10 лет! После выступления артистка сказала, что танцевать нужно по-разному для взрослых и маленьких, потому что у детворы больше фантазии и нет узости восприятия.
А вот совместный проект итальянской компании и театра Лихтенштейна «Каин и Авель» рассчитан на подростковую аудиторию. Библейский сюжет представлен как танцевальный батл (артистам — браво!) двух братьев — любящих друг друга, но, как это часто бывает, постоянно соперничающих и ссорящихся из-за мелочей. Часто меняющаяся музыка, уличные танцы и рисунки, фотографии на экране держат внимание зрителя.
Выходя из зала после спектакля, услышала, как старшеклассники комментировали: «Нормальные пацаны у артистов получились. И все, что хотели сказать, сказали в танце. Смысл абсолютно понятен».
Коллеги по театру
Особенностью «Царь-сказки» является работа творческой лаборатории молодых критиков. По словам куратора этого проекта, главного специалиста Кабинета театров для детей Союза театральных деятелей Алексея ГОНЧАРЕНКО, в этом году формат лаборатории изменен:
— В прошлые годы мы с ребятами смотрели и обсуждали в узком кругу спектакли «Царь-сказки». Но время предъявляет критикам другие требования: сегодня театроведы должны уметь не только анализировать, рецензировать, но и активно публиковаться, поэтому часть участников лаборатории в блоге выставляют свои отзывы на постановки. Другая группа практикуется, интервьюируя режиссеров, сценаристов, актеров, художников. Ну и третья после очередного просмотра прямо в фойе театра публично высказывает свое мнение.
К слову, именно танцевальные постановки вызвали жаркий спор между начинающими критиками. Одни убеждены, что, оценивая такие действа, вообще нет смысла говорить об актерской игре как таковой. Однако оппоненты возражали, что на сцене наступило время перформеров (танцовщиков, мимов, клоунов, кукловодов), людей, которые намеренно в сценический образ добавляют личный опыт, передают свое отношение к теме. И такую подачу, такой откровенный разговор со зрительным залом могут обеспечить только хорошие актеры.
— Я полагаю, что визуальное, пластическое, танцевальное направления необходимы театру, который ориентирован на разные возрастные аудитории, — высказался Алексей Гончаренко. — Они позволяют оттачивать мастерство, ведь те же танцевальные приемы для детей должны быть выразительнее. Что же касается юных зрителей, которым представляют повествование такими визуальными образами, без слов, то бояться нечего — дети открыты для разнообразных коммуникативных форматов и, повзрослев, не будут бояться постановок со сложным подтекстом.
Всё, кроме обычного
Фестиваль «Царь-сказка» всегда проходит с аншлагом, потому что его спектакли — необычные. Надежда АЛЕКСЕЕВА, художественный руководитель Новгородского театра «Малый», организатора «Царь-сказки», называет их остроконечными: «Фестиваль для нас — способ рассказать о направлениях и движениях, о том, что бурлит в современном театре, о тенденциях развития».
В тренде, как вы уже поняли, — танцы. Но не только. Публика стоя аплодировала актерам из Португалии, виртуозно разыгравшим «Макбета». Трое мужчин дерзко, хулиганисто, но при этом пронзительно и смешно всех персонажей, включая женщин, шекспировской трагедии показали.
А вот в «Собачьем сердце» французского театра «Рев стрекозы», напротив, герои — дамы. Женщина-врач, бывшая собака стала гражданкой Полиграфой Полиграфовной Шариковой, доктор Борменталь — статная красавица Ивана Арнольдовна...
Городской театр немецкого Билефельда обратился к теме мигрантов. Согласитесь, это больной вопрос не только для Европы, но и для России тоже. «Я позову моих братьев» — взгляд на сложные отношения разных народов, на возрастающую террористическую угрозу с точки зрения выходца из другой страны, который в Германии ведет добропорядочный образ жизни, но на кого немцы поглядывают искоса, потому что он — не такой, как они...
***
XIV Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» завершился. Его спектакли новгородцы больше не увидят, за исключением тех, что представлял театр «Малый». Но задача таких проектов не в формировании текущей афиши трупп, а в экспериментах, в поиске новых идей и форм как для артистов и режиссеров, так и для зрителей. И с ней фестиваль справился.
Фото из архива оргкомитета фестиваля