В Десятинке открылась выставка памяти художника Степана Моисеенко
Выставочный проект Государственного музея художественной культуры Новгородской земли «Дыхание времени» — не столько для того, чтобы показать работы какого-то конкретного новгородского художника, сколько напомнить зрителю о самой личности мастера. Как правило, экспозиции приурочивают к юбилейной дате рождения.
В этом году исполнилось бы 95 лет художнику, фронтовику Степану Карповичу Моисеенко. И хотя родился он в октябре, в музее решили организовать небольшую выставку его произведений из стекла именно в мае, когда проходит множество мероприятий, посвящённых Дню Победы.
Известно, Степан Моисеенко родился в Брянской области в многодетной семье. С 1942 года воевал на Брянском, I Белорусском фронтах, служил стрелком-автоматчиком. В 1944 году ефрейтор Моисеенко был тяжело ранен. Но после госпиталя снова отправился на фронт. Среди его наград — ордена Красной Звезды и Отечественной войны, медали «За оборону Заполярья», «За победу над Германией».
Он поступил в Елецкое художественно-промышленное училище, а после обучения был направлен на чудовский завод «Восстание», старейшее стекольное предприятие. Сначала трудился старшим, а затем и главным художником. Создавал образцы для массового и малосерийного производств. Между тем, как отмечают искусствоведы, и в тех, и в других чувствовались авторский стиль художника, его многогранное отношение к жизни.
Прежде всего Степан Карпович был мастером гутной техники, при которой необходимая форма расплавленной стекломассе придаётся вручную, с использованием стеклодувной трубки. Огромное значение Моисеенко придавал цвету. Он старался добиваться глубоких медовых и острых холодных оттенков, оживляя при этом цвет пузырьками воздуха. Среди работ новгородского мастера есть и простая обиходная посуда — фужеры, рюмки, приборы для воды, сервизы, предметные посудные ансамбли, сувениры.
— В свои произведения старый художник вложил мудрость и огромный жизненный опыт. Это «вещи для общения», рассчитанные на своеобразный диалог со зрителем — рассказали в музее. — Кажется, что они оживают, как в сказках Андерсена, чтобы поведать нам свою драматическую историю.
Фото из открытых источников