Новгородский театр «Малый» представил визуальную постановку «Однажды я исчез»
Как уже писали «НВ», первый премьерный показ спектакля «Однажды я исчез» для очень ограниченного количества зрителей состоялся на Международном фестивале «Царь-сказка», прошедшем в Великом Новгороде в конце апреля.
Но сразу после фестиваля «Малый» включает его в свою афишу. Режиссер спектакля Надежда АЛЕКСЕЕВА рассказала, что постановка выросла из экспериментальных этюдов творческой лаборатории театра: «Работа шла четыре года. Мы обобщаем опыт современного театра и пытаемся предложить нашей аудитории иной взгляд на сценическое искусство, новые темы и средства. «Однажды я исчез» — это визуальное путешествие по собственной границе невидимого».
Вместе с актерами Мариной Вихровой, Кристиной Машевской и Алексеем Коршуновым путешествие совершили журналисты «НВ» Елена КУЗЬМИНА и Людмила ДАНИЛКИНА, а также Олег ЗВЕРЕВ, актер «Малого», смотревший спектакль как зритель.
Елена Кузьмина (Е.К.): — По привычке стала просматривать отзывы о постановке и обнаружила, что новгородские СМИ довольно скупо высказались о премьере. Хотя это первый подобный спектакль в практике «Малого». Как видно, уж слишком необычным получился опыт. В группе театра в ВКонтакте нет ни одного отзыва. Хотя бы на уровне «Это круто!» или «Полный кошмар!».
С классическими постановками проще, в них персонажи ведут себя в большинстве случаев как обычные люди: говорят, действуют... А что тут? Режиссер разговаривает со зрителем с помощью видеоарта, музыки, света и тени. Актёры по большей части молчат. Но мы видим, как они двигают декорации по сцене, стучат по столу, исполняют странные танцы, расставляют посуду, из которой никто и не собирается есть... А это загадочное одеяло, которое ожило и благодаря Марине Вихровой перемещалось по сцене! Догадываюсь, что это метафора, но какая? Как всё сложить в единую картину?
Понятно одно — спектакль о человеке, о его чувствах, о том, как он относится к себе, к другим, к смерти, к жизни вообще... Но не слишком ли это размытый вывод? Вот ведь проблема! — нам-то простым смертным хочется ясности.
Людмила Данилкина (Л.Д.): — Видимо, премьера «Малого» не одну тебя поставила в тупик, поэтому и отзывов нет. Люди испытали шок. Культурный. Но это, на мой взгляд, хорошо. Режиссер спектакля «Однажды я исчез» предложила зрителям другой формат общения, предложила на полную катушку запустить воображение и наполнить своими смыслами сценическое действо.
Олег Зверев (О.З.): — Я после спектакля много разных мнений услышал: «Очень образно», «Красиво и хаотично», «Поток сознания», «Квадрат Малевича», «Вообще ничего не понял». Ну, так это нормально, когда люди, столкнувшись с творческой работой, не все единодушны в ее оценке и что-то недопонимают.
Е.К.: — А в чем мораль спектакля? Какие выводы мы должны сделать? Что вынести? Вы не думали, что постановка, в которой зрители так ничего и не поняли, не имеет смысла? Экспериментально и необычно — не всегда здорово.
Если согласиться с тем, что спектакль — это способ режиссера и актеров поговорить со зрителем, то здесь полноценного диалога не получилось. Может быть, на самом деле режиссер вовсе и не разговаривает с нами? И это её разговор с самой собой, который нам невозможно постичь?
Л.Д.: — Возможно, это и монолог автора постановки. Но тогда и актеров тоже. Ведь в формате визуального театра вполне нормально, когда зрителя не к диалогу приглашают, а послушать и принять или не принять монолог. Вообще, хочу заметить, что визуальный театр — в Европе явление не новое. Да и в Москве, Питере подобных постановок немало. А вот в Новгороде, как ты верно заметила, это первый такой опыт. Да я, как и ты, не все для себя смогла в единую композицию свести. Но скучно точно не было — артисты очень пластичны и выразительны, и как всегда «Браво!» театру «Малый» за неординарное решение сценического пространства с помощью звука, света, видеопроекций и универсальных декораций.
И еще порекомендую тем, кто впервые столкнулся с визуальными постановками, пролистать книгу известного театрального критика Дины Годер «Циркачи, художники, визионеры. Очерки визуального театра». Автор на примере российских и зарубежных постановок пытается обрисовать понятие визуального театра и то, что можно к нему отнести. Героями ее книги стали такие режиссеры, как Филипп Жанти, Андрей Могучий, Ромео Касталлучи, Франсуа Танги, Дмитрий Крымов, и еще 69 постановщиков и художников.
Е.К.: — Ну, осталось еще сказать дежурную реплику таких дискуссий: как замечательно, что мы это, по крайней мере, обсуждаем. А если серьёзно, у меня пока получается воспринимать подобные постановки как эмоциональное приключение. Кажется, так говорил директор новгородского Центра современного искусства Сергей Пухачев — получил свою порцию переживаний и будь доволен, не ищи логики.
По-моему, это тот случай, когда театр играет в театр, и зритель ему интересен постольку поскольку. Искусство — само по себе, публика — тоже. Хоть она и делает вид, будто что-то в этом понимает. Чтобы идиотами не выглядеть.
О.З.: — Не соглашусь. Как зритель замечу, что спектакль «Однажды я исчез» получился ярким, необычным и провокационным. А как актер добавлю: ребята на сцене и вместе с ними постановщик своей работой как бы протягивают руку публике. И решение остается за зрителями — принять ее и последовать туда, куда ведут артисты, и проникнуть в саму структуру спектакля или отвергнуть руку дающего...
Фото из архива театра "Малый"