Суббота, 28 декабря 2024

Редакция

Пазл сложился

Новгородский музей-заповедник стал победителем XIX Международного фестиваля «Интермузей-2017»

К диплому прилагается весомая премия — 400 тысяч рублей.

Конкурс, в роли организатора которого выступает Министерство культуры РФ, проводился в 19-й раз. Соискателями призов были 265 музеев, подавших 414 заявок. Нашему музею принес успех проект «Современные технологии в сохранении монументальной живописи Великого Новгорода». А подготовили его сотрудники Центра монументальной живописи (ЦМЖ).

Помимо высокой оценки жюри новгородцы снискали популярность у зрителей.

— Наш стенд пользовался большим вниманием, — рассказывает заведующая ЦМЖ Тамара АНИСИМОВА. — В особенности — «пазлы», которые мы привезли. Любой желающий мог попытаться собрать из фрагментов целое — образец новгородской росписи.

Казалось бы, не столь сложная задача — требовалось состыковать всего 15 кусков, и получится изображение. А именно — Спаса из центрального свода храма Успения на Волотовом поле. Разумеется, это современная копия, выполненная художниками по штукатурке и аккуратно состаренная (разбитая, в смысле) реставраторами. Но чувство цвета и формы — этого кому с запасом дано, а кому, как говорится, в обрез. Поэтому и скорость сборки бывает разная.

Хотя это — не главное. По мнению заместителя генерального директора музея-заповедника Ольги КОНЮХОВОЙ, в данном случае происходит живое соприкосновение с историей. Ее буквально можно потрогать.

К слову, для профессионального реставратора пару сотен фрагментов бесценных оригинальных росписей, собранных воедино за месяц, — хороший результат. Только надо иметь в виду, что выбирать ему приходится из сотен тысяч и более того кусочков. Например, роспись, некогда украшавшая упомянутую церковь Успения (1363 г.), — это 1,7 миллиона фрагментов, составляющих 195 композиций, из которых 160 уже частично собраны, а 18 возвращены на стены храма.

Без преувеличения, новгородская реставрация — уникальный, мирового уровня, опыт. При этом она развивается, стараясь идти в ногу со временем. В распоряжении специалистов — новейшие реставрационные материалы и цифровая техника. Например, микроскопы, позволяющие выводить изображение на экран. Многократно увеличенную картинку в деталях видит не только смотрящий в микроскоп. Можно все обсудить коллегиально.

Еще один проект, с которым музей-заповедник выходил на престижный конкурс, был представлен в номинации, связанной с социальным взаимодействием. «Музей — пространство молодых» — так он назывался. И так оно и есть, начиная с «Ночи искусств-2016», когда были приглашены к сотворчеству художники, музыканты, поэты, модельеры... С этим проектом НГОМЗ также вышел в финал, попав в двадцатку лучших.

Да, а каким образом в ЦМЖ намерены потратить премию?

— Самым ответственным, — улыбнулась Тамара Анисимова. – Но только после того, как нам перечислят наши премиальные.


Фото из открытых источников