Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

«Пытаюсь писать по-русски...»

Сейчас Мария Семёнова работает над вторым романом серии «Братья»

Мария СЕМЁНОВА, автор «Волкодава», «Валькирии», «Мы — славяне», зла на отечественных киношников за то, что безбожно врут в сериалах

В Великий Новгород известная писательница приехала в составе членов экспедиции «Книжный путь», которую шестой год подряд организует Ленинградская областная детская библиотека. Каждый раз — новые направления вокруг Санкт-Петербурга, по псковским и финским землям. Нынче же устроители проекта проложили маршрут и по Новгородчине: Чудово — Грузино — Старая Русса — Великий Новгород.

В каждом пункте назначения литературный десант расставлял книжные шатры, в которых с читателями общались писатели, поэты, исследователи чтения.

Марию Семенову публика сразу же обступила плотным кольцом. И первый вопрос был про ее новую книгу «Братья» — «Тайный воин».

— Мария Васильевна, как связаны «Братья» и «Волкодав»?

— Пересечение есть, но небольшое. Действие моей последней книги происходит задолго до описанных в «Волкодаве» событий. Так, в «Волкодаве» персонажи упоминают Великую ночь, которая когда-то давно опустилась на мир, так вот в «Братьях» я пишу о ней, точнее о событиях, породивших этот миф. Еще в «Волкодаве» упоминается некая империя, о которой уже мало кто помнит — даже имя её «паспортного» народа — андархи — людям мало что говорит. А в начале истории «Братьев» — вселенская Беда и спасение маленького царевича — всплывает из генетической памяти симурана в книге «Там, где лес не растёт». Такие вот параллели.

Однако «Братья» — это не приквел «Волкодава». Это совсем другая история. И читателям не нужно пытаться воспринимать их как одну серию книг.

Когда затевала «Братьев», полагала, что уложусь в один роман. Но вот сейчас тружусь над второй частью — надеюсь, до конца года закончу, и материала еще — о-го-го сколько! Думаю, в серии будет четыре романа.

— В первых строках «Братьев» вы замечаете, что пытались писать книгу по-русски. Но в ней столько непривычных для нашего слуха и глаза слов...

— Все используемые мной русские речения являются подлинными. Я опиралась на материалы словарей Владимира Даля и Максимилиана Фасмера. Но я не ставила целью наводнить текст архаизмами, а старалась выбирать интуитивно понятные слова, которые бы добавили рассказу колоритности и красоты.

Русский — богатейший язык, однако мы используем лишь малую его толику. Зато нам куда более привычным кажется убогий канцелярит, который уже и в литературе прописался, хотя не имеет на это никакого права. Ну а уж славянскому фэнтези усечённый и переполненный заимствованиями вариант языка — точно не подходит.

Но добавлю еще, что иногда в своих работах позволяю себе придумывать слова. Так, например, «симуран» я составила из двух похожих по звучанию древних иранских и славянских слов. Хотя сейчас на некоторых сайтах можно прочесть, что Симуран — это древнее мифологическое существо, которое в своих книгах описала Мария Семенова. Смешно.

— Вы резко критикуете исторические киносериалы — и российские, и зарубежные, рассказывающие о варягах, викингах, славянах. За что?

— За то, что безбожно врут. Фильм «Волкодав из рода Серых Псов» Николая Лебедева я не могу назвать экранизацией моей книги. Ведь «Волкодав» писался ради славянской специфики, боевых искусств, менталитета древнего человека. А товарищ Лебедев рассказал совершенно другую историю о других людях. И если оттуда убрать несколько имен и географических названий, я бы в жизни не догадалась, что эта кинокартина по моему роману.

— Режиссеры, как правило, говорят, что о древних временах мало что известно, поэтому они и обращаются вольно с сюжетом и персонажами.

— Вот именно. Я всегда на такие замечания восклицаю: а как же огромное количество научных трудов академиков, которые десятки лет ведут раскопки в Новгороде и всему миру рассказывают о том, как жили наши предки!

Мне когда надоело слушать про то, что нет сведений про те далекие времена, я отправилась в Питере в Российскую Национальную библиотеку. Литературы много. У меня, чтобы вникнуть в суть вопроса, несколько лет ушло. Итогом стала книга «Мы — славяне». Но дельцы отечественной киноиндустрии не желают утруждать себя ее изучением. Потому-то и появляются такие фильмы, как «Викинг».

— Этот фильм российский зритель не принял. Да и критики по нему прошлись от души. Какие ляпы вам бросились в глаза?

— Это «произведение» — один сплошной ляп. Взять хотя бы крепость. Понятно, что есть бюджет ленты, и хочется снять подешевле. Но это не означает, что нужно подсовывать зрителю картонную конструкцию в качестве крепостных стен. Вероятно, создатели ленты никогда не были во Владимире и школьный учебник истории, видимо, в руки не брали, потому что достаточно лишь посмотреть на Золотые ворота, чтобы понять, какой толщины и высоты были оборонительные сооружения в Древней Руси.

Ну ладно декорации, но можно же было хотя бы придерживаться правил поведения и одеяния. Ан нет, в фильме две княгини — Ирина и Рогнеда ходят с непокрытой головой, а Ирина еще и в греческом платье. Уму непостижимо!

Создатели этого кинопроекта были нацелены исключительно на получение прибыли. Они, снимая чепуху, не спрашивали себя: что человек, выйдя их кинозала, вынесет из увиденного на экране? Захотят ли дети — возрастное ограничение 12+ — гордиться таким прошлым страны, играть в этих викингов?

— А какую историю, на ваш взгляд, нужно было бы показать в фильме?

— Крещения Руси, основываясь на фактическом материале, чтобы в конце фильма зрители понимали, для чего оно было нужно и в чем величие князя Владимира.

Да, Владимир был еще тот мерзавец. Но ему нельзя отказать в уме, хитрости и дальновидности. Он видел, какова политическая ситуация не только в княжествах Руси, но и за пределами. Видел агрессивное распространение религий, за которыми стояли мощные централизованные государства. В то время как его территории были поделены между князьями, каждый из которых тянул одеяло на себя и старался навредить соседям.

Он принял решение объединить земли одной религией. И поначалу попытался реформировать язычество. Однако сделать это не удалось, поскольку богов было огромное количество — в каждом поселении свои. Кроме того, одна и та же божественная пара могла в одном месте почитаться как мать и сын, во втором — как брат и сестра, в третьем — как муж и жена или как отец и дочь. И привести все это к единообразию не представлялось возможным.

И тогда Владимир соглашается на готовую религию, которая уже показала себя в других странах. Он выбирает ее, как корову на базаре — оглядывает со всех сторон, приценивается. Ислам не подошел, во-первых, потому что ориентирован в основном на жизнь в пустыне, а во-вторых, из-за пищевых запретов, взять ту же свинину. Иудаизм был отвергнут, так как исповедовавшая эту религию Хазария как государство — пала. А вот Византия, с высочайшим на тот промежуток времени уровнем развития и культуры, могла стать для русских земель гарантом безопасности.

И Русь крестят. Конечно, процесс проходил негладко. Есть исследования ученых, доказывающие, что развернулась гражданская война. Однако Владимир понимал: если оставить все без изменения, то разрозненная языческая страна будет втянута в череду битв за превосходство на наших землях других религий, и соответственно, правителей и уклада жизни. Может, славяне и выстояли бы и наваляли захватчикам. Но ведь могло сложиться и иначе. Чтобы этого не произошло, Владимир Святославович в конце X века устанавливает государственной религией — христианство, которое связало Русь и сильную Византию.
Вот какой сюжет хотелось бы видеть в отечественном кино.

— Вот вы говорите, что о древних славянах много исследовательских работ, которые должны браться за основу сценариев, научно-популярной или художественной литературы. Но есть ведь среди них и совсем недавние труды, доказывающие, что прародителями всего были укры. Но ведь это, извините, ерунда...

— Убеждена, что нужно читать все имеющиеся по интересующей вас теме издания. Недавно купила книгу о славянских боевых искусствах. Написал ее украинец. Он в предисловии предупредил, что пользовался только источниками казаков Незалежной, так как учеными доказано, что русские вообще не являются славянами, они — помесь финно-угров и кочевых тюрков.

Полный бред, конечно, как и про укров. Однако если стоит цель получить максимум данных, то не стоит отвергать даже такие труды, потому как в них тоже могут быть крупицы правды. Полагаю, что более 90% купленной мной книги — отсебятина автора. Но ее все равно стоит изучить.

По своему опыту знаю, что чем больше читаешь и усваиваешь информации, тем быстрее и лучше начинают работать внутренний фильтр и аналитический прицел, которые ищут у разных авторов стыковки и нестыковки в событиях, разное трактование, гипотезы и факты, их подтверждающие или опровергающие. И постепенно начинаешь разбираться в теме, брать из потока сведений только проверенные, не вызывающие сомнений факты, а шелуху отметать.

— Вы в своих произведениях часто сводите вместе персонажей разных культур и религий. Делаете это намеренно?

— Да. Мне важно демонстрировать читателям, как происходит притирка людей разных бытовых, языковых, культурных, религиозных традиций. Часто спрашивают, для чего мне в «Волкодаве» понадобился космонавт Тилорн. Его корабль с Земли потерпел крушение — так он оказался в другом мире. Есть последний из своего рода Серых Псов Волкодав — варвар, есть Эврих — молодой интеллектуал из Аррантиады. Они из разных цивилизаций, и им вместе приходится несладко. При этом Тилорн понимает и принимает и одного, и другого, потому как на Земле существовали эти или похожие цивилизации, каждая из которых обогатила человечество.

И по сей день в нашем мире происходят межнациональные распри. Причина всегда одна: нет понимания правил общежития. Каждая религия, каждый народ — особый. Но ведь и соседняя нация — тоже по-своему уникальна. И нам необходимо научиться уживаться вместе. Чтобы у человечества было будущее, нужно знать историю, ее закономерности и подводные течения.

И в своих книгах я как раз и пишу, как нам, таким разным, найти точки соприкосновения и продолжить путь...

Фото Knigi.mirtesen.ru