Музей-заповедник готовит к показу уникальные православные раритеты
Епитрахиль, в которую по преданию облачался преподобный Варлаам Хутынский. Двухпудовое в драгоценном окладе напрестольное Евангелие XVIII века. Икона с изображением самых почитаемых новгородских святых, украшавшая некогда иконостас церкви Апостола Филиппа...
Эти и многие другие бесценные вещи из сокровищницы НГОМЗ прежде не экспонировались. Новгородцы откроют их для себя на выставке «От обители земной в обитель небесную». Она посвящается 900-летию собора Рождества Богородицы Антониева монастыря и 825-летию Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. И заранее обещает стать крупным культурным событием — не зря так старались реставраторы!
Святая лента
К публичности они обычно не стремятся, скорее избегают ее. «Служенье муз не терпит суеты». Да и что сказать вопрошающим? Вот тут я, мол, подчистила, тут ниточку укрепила...
Подумать только, Наталья Рябовичева вот это и что-то такое еще проделывала с епитрахилью новгородского святого. И по поводу возраста вещи — священный трепет. Как минимум — конец XII века. Еще не видела Русь монгольской конницы.
Более ранних епитрахилей, чем эта (украшенная шитыми золотом изображениями херувимов и орнаментами из драгоценных дробниц, обнизанных жемчугом), на территории бывшего древнерусского государства нет. Датировка подтверждена исследованием, проведенным специалистами Московского научно-реставрационного центра имени Грабаря, с которым сотрудничает наш музей-заповедник.
— Кстати, — дополняет информацию Елена ИГНАШИНА, старший научный сотрудник музея, — в ризнице Хутынского монастыря хранились также служебник, крест, пергаминная грамота и знаменитые поручи преподобного Варлаама. Все это входит сейчас в собрание музея.
Надгробное лицевое изображение святого (244х102,5 см) происходит гораздо позже, но тоже является большой редкостью. До наших дней дошли только три таких изображения преподобного Варлаама Хутынского. Из них два хранятся в Великом Новгороде. Третье — во Пскове. Предлагаемое вашему вниманию (см. фотографию) — самое известное из них. Оно датируется 1579 годом. На ткани вышиты имена вкладчиков — царя Федора
Иоанновича (сына Ивана Грозного) и его жены Ирины Годуновой. Несомненно, данное изображение было выполнено московской царской светлицей, возглавлявшейся царицей. В старину подобный вклад и посилен был только государям, князьям да иным боярским семьям. Такое шитье обходилось значительно дороже росписи храмов и икон. Что объяснялось высокой стоимостью использовавшихся материалов, а это — шелка, золотные нити, жемчуг, рубины, сапфиры...
Епитрахиль, реставрировавшаяся около десяти лет, готова к показу. Лицевое изображение преподобного Варлаама — пока в работе. Но, как уверяют специалисты по реставрации памятников из тканей, до начала выставки они справятся.
Благая весть
На «финишную прямую» вышли их коллеги, работающие с изделиями из металла.
Украшением будущей экспозиции, безусловно, станет монументальное напрестольное Евангелие XVIII века из Хутынского монастыря. Евангелие (в 304 листа) было напечатано в Москве в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. А оклад к нему был исполнен спустя 12 лет по велению архимандрита Хутынского монастыря Лаврентия. Причем понадобился почти пуд драгоценных металлов.
Серебряный оклад, позолоченный рокайльный орнамент, эмалевые накладки с образами Воскресения Христова и евангелистов. Есть также изображение святого Ильи с вороном на плече, что совершенно не случайно: в XV веке в монастыре появилась надвратная церковь, посвященная Илье. В нижней части лицевой стороны — Голгофский крест. А на обороте располагается чеканное изображение преподобного Варлаама. Перед музейщиками неожиданно встала проблема: как представить шедевральную реликвию, чтобы на выставке она полностью была доступна осмотру?
Если в данном случае оклад, как уверяет нас эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов Наталья ГОРМИНА, — это стиль рококо, то у другого евангелия, происходящего из Антониева монастыря, — барокко. Все-таки 1698 год.
Вмешательство реставраторов требовалось нескольким будущим экспонатам. В том числе — дарохранительнице (1747 г.). Этот предмет интересен, в частности, тем, что он — новгородской работы.
Ну а автора реставрации зовут Игорем Приходько. Легкую работу в музее мужчинам дают. Тогда как Ольга Беляева занималась Евангелием, которое некогда два дьякона выносили на богослужении. Если серьезно, то коллеги всегда готовы выступить в роли дьякона. Дело-то общее. Главное — прежний вид предмета перенести в новое время, а не килограммы. Хотя лишнего веса у памятника, по понятным причинам, нет ни грамма. Не должно быть, во всяком случае.
Автограф на века
Юрий АЛЕКСАНДРОВ, заведующий мастерской реставрации темперной живописи, показывает икону Богоматери Владимирской.
— Потрясающий оклад, — говорит он. — На боковых полях изображены два наших святых — Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин. При этом Антоний держит храм. Тот самый, которому ныне 900 лет.
Словом, и эта маленькая икона — абсолютно в тему двух юбилеев. При работе над нею выяснилось, что лик, а он, вероятно, московского письма, древнее своего новгородского оклада. Вот так неожиданно в коллекции музея стало больше на икону XVI века.
Однако больше всего порадовало новое имя иконописца — Василий Москвитин. С Василием Ивановичем познакомились, работая над иконой XVIII века из церкви Апостола Филиппа с изображением избранных новгородских святых — святителей Никиты и Иоанна, преподобных Антония Римлянина и Варлаама Хутынского. Требовалось удалить старый потемневший лак. Научная реставрация как дисциплина появилась лишь в конце XIX века. До того всё, что «устаревало», просто записывалось.
Интересно, что этой иконе определенно повезло с «записывавшим». Это был вышневолоцкий мастер Игнатий Чистяков. Он поновлял живопись во многих новгородских храмах. Чистякова отличали высокое качество и очень бережное отношение к оригинальной авторской живописи.
Так вот, «под Чистяковым» на иконе обнаружилась надпись, указывающая на авторство Василия Ивановича Москвитина и дату написания образа, — 1703 год. Фамилия Москвитиных реставраторам, конечно, была знакома. Иван Москвитин — признанный мастер, представитель строгановской школы иконописи. Емельяна Москвитина знали. Кем же доводится Ивану Василий? По имени-отчеству — сын. Но с биографическими данными еще предстоит разбираться. Ясно, что династия вырисовывается.
А заодно — другое перспективное исследование. В коллекции музея — весь иконостас церкви Апостола Филиппа. К слову, в фонды музея он попал «транзитом» через Германию — в войну немцы вывезли. Так, может, не только эта икона, но и весь иконостас москвитинский?
* * *
Выставка «От обители земной в обитель небесную» откроется в музее-заповеднике в сентябре.
Владимир МАЛЫГИН (фото)